Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 ( 65 ) 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

при пропускании Б.-к. в парообразном состоянии через флоридин теряется неприятный запах бензина, улучшается его цвет и уменьшается наклонность к образованию твердого осадка (кокса) в цилиндрах двигателей. Основанный на этом наблюдении способ очистки Б.-к. получил заводское применение только с 1923 года, когда был построен первый основной аппарат для этого метода - башня Грея, представляющая собою цилиндр, частично заполненный флоридином и покрытый снаружи изоляционным материалом. Пары Б.-к., выходя из дефлегматора, поступают в верхнюю часть башни, проходят через слои флоридина и нагревают его. Дио.дефины при этом поли-меризуются, остальные же компоненты Б.-к. выходят через нижнюю часть башни и поступают в холодильник. Т. K.t%un. продук-тов полимеризации диолефинов значительнб выше, то конденсация их происходит еще в башне. Конденсат собирается в нижней части башни и для выделения увлеченного им бензина отводится обратно в дефлегматор, где бензин, испаряясь, присоединяется к общей массе бензиновых паров, высоко же кипящие полимеры (ок. 0,5% объема бензина) идут на новый крекинг. Предварительное нагревание башни Грея достигается парами Б.-к., в периоде же нормальной ее работы, при хорошей изоляции, необходимая t° поддерлшвается за счет теплоты, выделяющейся при полимеризации диолефинов. Потребление флоридина для очистки Б.-к. колеблется в широких пределах: от 0,2 до 3,0 m на 1 ООО бочек Б.-к. Израсходованный флоридин легко регенерируется. Стоимость очистки флоридином примерно в 2,5-3 раза меньше, чем серной кислотой.

Производство и применение Б.-к. В связи с громадным ростом общей продукции бензина, наблюдаемым в С.-А. С. III. за последние 10 лет, непрерывно возрастает также производство Б.-к.

Общая продукция бензина в С.-А. С. Ш. в бочках (1 бочка = 189,3 л) указана ниже:

1913 год........... 85 007 ООО

1920 ........... 116 251 ООО

1922 ........... 147 672 ООО

1924 ........... 213 325 ООО

1926 ........... 299 734 ООО

В 1918 Г. Б.-К. состав.лял от общей продукции бензина ок. 10%,ав 1926г.-31,3%. Так. обр. рост продукции Б.-к, значительно оперелает рост общей продукции бензина. Из общей продукции Б.-к. в 1926 г. приходится на долю: системы Бертона (Кларка и др.)-20%, Кросса-25%, Деббса-19%, Холмс-Мендлей - 20%.

Б.-к. применяется в качестве горючего для двигателей внутреннего сгорания обыкновенно в смеси с естественным бензином в разных пропорциях. Судя по содержанию непредельных углеводородов в продажных сортах американок, автомобильного бензина, содернтние в них Б.-к. колеблется примерно между 20 и 40%. Кроме бензиновых погонов крекинга в Америке широко используются и керосиновые фракции крекинга. Их прибавляют к естественному керосину, увеличивая т. о. и керосиновые ресурсы нефтяной промышленности. Раз-

f. .9. т. II.

меры этой примеси не превышают, повидимому, 20-30%, так как слишком большое содержание непредельных углеводородов в керосине вызывает при горении значительное понижение силы света.

Химизм крекинга и физико-химические свойства Б.-к. Как известно, гл. часть нефти составляют насыщен, углеводороды двух рядов: 1) углеводороды с открытой группировкой атомов углерода, т. е. парафины, и 2) углеводороды с замкнутой (циклической) группировкой атомов углерода, т. е. нафтены. Кроме того, в значительно меньшем количестве находятся в нефти углеводороды двух других рядов, а именно: 3) ненасыщенные углеводороды с открытой группировкой углеродных атомов (олефины), а вероятно также и ненасыщенные углеводороды замкнутого строения (нафтилены) и 4) ароматич. углеводороды, т. е. бензол и его гомологи. Термич. разложение углеводородов каждого из этих рядов имеет свои особенности, накладывающие, естественно, свой отпечаток на химизм образования Б.-к., и для уяснения этого сложного процесса крайне важны даже те, к сожалению, недостаточные сведения, которые .мы имеем относительно каждого из указанных типов нефтяных углеводородов.

Парафины. При термическом распаде парафины дают частицу более простого насыщенного углеводорода и частицу ненасыщенного. Так, например, еще Торпе и Юнг при ближайшем исследовании фракции до 100°, выделенной ими из продуктов распада парафина (из сланца), обнаружили в ней:

пентан CsHu и амилен СеН, . гексан С,Н,4 и гексилен С,Н,2, гептан СН и гепгилен СНц.

Т. К. углеводороды твердого парафина имеют молек. вес выше С20Н42, то очевидно, что вышеперечисленные углеводороды, обнаруженные Торпе и Юнгом в продуктах термическ. распада парафина, представляют собою уле продукты вторичного распада. Так как при крекинге парафина кокс практически не образуется, то на примере какого-либо индивидуального парафинового углеводорода, например эйкозана С20Н42, термический распад парафинов можно выразить следующими уравнениями:

С, Н = с, Н + с, Н, , и т. д.

Конечными продуктами такого рода превращений будут, очевидно, уже газообразные углеводороды.

Олефины. Действие высокой Г на олефины почти пе изучено. Повидимому, при этом происходят реакции двух противопололшых направ.лений. С одной стороны, в результате крекинга олефины, подобно парафинам, распадаются на более простые по составу углеводороды, образуя в частности диолефины; с другой стороны, в результате уплотнения простейших непредельных систем, происходит образование более стож-ных продуктов полимеров. Химическая природа этих продуктов уплотнения цока еще совершенно неизвестна.

Нафтены. В нефти обнаружены до сих пор нафтены с пятью и шестью углеродами в цикле, иначе говоря - алициклические



углеводороды рядов циклопеытана и цикло-гексана. Ихтермич. распад сопровождается прежде всего отгцеплепием боковых цепей, соответственно чему насыщенные циклическ. системы могут превращаться в системы ненасыщенные. Одновременно шестичленные циклы могут претерпевать дальнейшее от--щепление водорода (дегидрогенизацию) с переходом в углеводороды ароматического ряда, которые в свою очередь могут подлежать дальнейшим превращениям под влиянием высокой температуры.

Ароматич. углеводороды. При крекинге ароматическ. углеводородов, как и в случае нафтенов, происходит отщепление боковых цепей; при этом, чем сложнее молекула углеводорода, т. е. чем длиннее боковые цени углеводорода и чем больше их число, тем легче происходит их отщепление. Возможно, что одновременно и в связи с отщеплением боковых цепей здесь протекает и другая реакция, а именно образование продуктов уплотнения, т. е. систем со спаянными и конденсированными ароматич. ядрами. Простейшим примером такого рода реакции может служить образование из бензола при высокой t° бифенила и водорода: 2СвНо = CeHg-CeHg-f Hg. Реакции уплотнения подобного типа для ароматическ. систем могут итти очень далеко; при этом молекула постепенно все более и более обогащается углеродом, превращаясь в конечном итоге в углерод (кокс), представляющий собою, согласно новейшим данным, не что иное как высокомолекулярный продукт конденсации ароматических ядер. Промеж;уточ-ными продуктами при образовании кокса из ароматических углеводородов в условиях крекинга являются, повидимому, ас-фальтены и смолы.

Состав углеводородов, образующих крекируемый материал, и характер их термич распада определяют собою состав продукта, получаемого при крекинге. В зависимости от условий реакции, а именно от t°, давления, присутствия тех или иных катализаторов ИТ. п., этот состав может в известных пределах изменяться, а потому ближайшее изучение этих условий представляет громадный интерес и практич. значение. Влияние t° на ход термич. разлоления нефти и ее продуктов уже было указано выше. Но и в тех пределах t°, при которых можно говорить о крекинге, т.е. при 400-500°, определение более узких границ нагревания является крайне важным, так как тем самым определяется скорость реакции крекинга. По данным Саханова и Тиличеева, скорость образования предельного выхода бензина при крекинге парафинистого дистиллата уд. в. 0,883 (при 15°), t°Kun, 74-310° (при 4 мм) такова:

при 400°.............. 9 ч.

425°.............. 1,5 ч.

450°.............. 13 М.

475°.............. 2 м.

500°.............. 20 СК.

Т. О. В среднем повышение t° на каждые 10° увеличивает скорость реакции крекинга примерно в два раза, при чем этой закономерности подчиняется как образование бензина, так и образование побочньщ продук-

тов, напр. кокса. Температурный оптимум для крекинга указанного выше парафинистого дистиллата лежит при 450-475°, но для другого исходного материала этот оптимум м. б. и другой, т. к. скорость крекинга находится в зависимости от фракционного состава материала. Мазуты и масляные ди-стиллаты суд. в. не меньшим, чем у вышеприведенного дистиллата, разлагаются примерно с той же скоростью; скорость разложения легкого соляра вдвое меньше, керосин же разлагается примерно в 5 раз медленнее, чем легкое соляровое масло. Если t°, как видно из вышеизложенного, является одним из важнейших факторов крекинга, то отнюдь нельзя сказать того же о давлении. Основная роль давления при крекинге заключается в том, чтобы удержать углеводороды крекируемого материала при t° крекинга в жидком состоянии. Повышение давления сверх этой нормы не оказывает существенного влияния на выход Б.-к. и отражается в известной степени лишь на его составе: чем выше давление во время процесса, тем меньше непредельных углеводородов содержится в получающемся Б.-к. Такое изменение состава Б.-к. в зависимости от давления обусловливается, надо думать, особой склонностью олефинов к реакциям уплотнения и полимеризации, которым повышенное давление лишь способствует. Поскольку, однако, олефины, благодаря их антидетонирующим свойствам, считаются в настоящее время не только не вредной, но даже полезной составной частью бензина, всякая необходимость увеличения давления при крекинге в целях понижения содержания непредельных систем, очевидно, отпадает. Как видно из вышеизложенного, рациональный выбор t° и давления для крекинга данного материала имеет своей задачей гл. обр. установление оптимальной скорости процесса и возможное сведение до минимума побочных продуктов крекинга, газа и кокса. Что касается выходов на бензин, вопроса, представляющего с практической точки зрения главный интерес, то в дан. случае этот вопрос имеет несколько условный х-арактер. Подвергая повторному крекированию данный материал, можно увеличивать выходы бензина в довольно широких пределах. Такое увеличение оказывается, однако, невыгодным, так как при повторном крекинге одного и того же материала обыкновенно значит, увеличивается количество кокса. В виду этого предпочитают ограничиваться средним выходом на бензин, примерно в 30-35%, но зато получают прекрасный топочный материал в виде остатков после отгонки бензиновых и керосиновых фракций, и при этом -мало кокса (не свыше 1%). Что касается физ.-химич. свойств Б.-к., то совершенно очевидно, что в зависимости от состава исходного материала, а равно и от условий крекинга, эти свойства могут варьировать в широких пределах. По своему фракционному составу Б.-к. часто неотличим от тяжелых сортов естественного бензина. От последнего он отличается, однако, своим резким неприятным запахом, к-рый исчезает лишь после обработки избытком серной к-ты или флоридинами. Цвет



неочищенного Б.-к.-желтый, при стоянии на рассеянном свету не изменяющийся. Если Б.-к. не содержит фракций более глубокого пирогенетического распада нефти, он вообще мало изменяется при стоянии: не мутнеет, не образует осадка и т. п.

Содержание непредельных систем крайне характерно для Б. к., получаемого путем термического распада нефти и ее продуктов. В Б.-к. с выкипаемостью до 200° общее содержание непредельных углеводородов, определенное сернокислотным методом, составляет примерно 30%, при чем главная их масса сосредоточена в низших фракциях. Не менее постояв, составной частью Б.-к. являются ароматическ. углеводороды, содержание к-рых в Б.-к. достигает 10 -15% и более, в зависимости от состава крекируемого материала, особенно же от t° крекинга. Наконец, остальную часть Б.-к., как и естественного бензина, составляют парафины, а также нафтены, преимущественно, повидимому, ряда циклопентана. Эти данные о составе Б.-к. относятся лцщь к бензинам, получаемым путем термическ. распада в отсутствии каких-либо специальных катализаторов. Присутоувие последних может коренным образом -изменить состав Б.-к., как это видно хотя бы на примере разложения в присутствии хлористого алюминия (Густавсон, Зелинский, Мак-Афи). В этом случае дистиллат вовсе не содержит непредельных соединений и после промывки щелочью не отличим от естественного легкого бензина.

Лит.: Белл А. В., Америк, методы переработки нефти, пер. с англ., М.-Л., 1925; О крекинге (сборн.), М.-Л., 1924; Саханов А. Н. и Тиличеев М. Д., Исследования в области крекинга. Нефт. Хоз. , М.-Л., т. И, 11-12, 1926; Leslie Е. Н., Motor Fuels, N. Y., 1923; Cross R., Handbook of Petroleum, Asphalt a. Natural Gas, Kansas (Mo), 1924; Leslie E. H. a. Potthoff E. H., The Cracking of Petroleum Oils, I. Eng. Chem. , 1926, S, p. 776. C. Наметкин.

БЕНЗИНОВЫЕ ЛАКИ, растворы смесей смол и масел в бензине. Применение бензина в качестве растворителя вызывается его дешевизной по сравнению со скипидаром, легкой испаряемостью и тем, что он в некоторых случаях придает лаковой пленке особую твердость. Употребляя в качестве растворителя бензин, можно получить бензиновые лаки путем растворения в нем канифоли или мастики.

БЕНЗИНОХРАНИЛИЩА, см. Нефтехранилища.

БЕНЗОАЗУРИН, см. Бензокрасители и Азокрасители.

БЕНЗОЗОН, ацетозон,

с,н-со-о-о-со-сн

получается действием бензальдегида на ангидрид уксусной кислоты; кристаллическое вещество, Ь°пл. 40°. Применяется в медицине как внутреннее и внешнее антисептическое средство.

БЕН ЗОИ Л, CeHgCO- одноатомный радикал (остаток) бензойной кислоты.

БЕНЗОЙНАЯ КИСЛОТА, CeHgCOOH, широко распространена в природе: в смолах, бальзамах, в разных частях растений, в эфирных маслах, в моче травоядных (в виде гиппуровой кислоты, являющейся соединением,производным от Б. к.). Б. к. была открыта еще в 16 веке в бензойной смоле (см.);

в чистом виде ее получил Шееле в 1765 г.; состав и строение были точно установлены Либихом и Велером (в 1832 г.). Для фармацевтических целей Б. к. вырабатывается из сиамской бензойной смолы, т. к. в последней нет коричной к-ты, загрязняющей Б. к., или из калькуттской смолы как более дешевой. В этих смолах меньшая часть Б. к. находится в виде свободной к-ты, а большая- в виде эфиров смоляных алкоголей. Для получения хорошего выхода тонко измельченную смолу обрабатывают известковым молоком или содой; смесь затем нагревают до плавления, отделяют от нерастворивших-ся смол и высаживают Б. к. соляной кислотой. Для дальнейшей очистки ее подвергают возгонке. В большом количестве Б. к. получалась также из мочи травоядных расщеплением выделяемой из мочи гиппуровой кислоты:

C,H -CO-NHCH,-COOH+HjO = =C.H5-COOH+NHsCH2-COOH.

в настоящее время Б. к. получают преимущественно гидролизом бензотрихлорида:

С.Н5-ССи+2Н,0 = С.Н,-С00Н + ЗНС1.

Небольшое прибавление порошка железа способствует реакции, особенно при кипячении бензотрихлорида с известковым молоком. Бензотрихлорид всегда содержит примесь бензальхлорида CgHs-CH-Cla и хлор-замещенных в ядре продуктов. Первый дает при гидролизе ценный продукт - бензальдегид, отгоняющийся с водяными парами, а хлорзамещенные в ядре дают хлорбензой-ную кислоту, обычно находящуюся в продажной Б. к. как загрязнение. Добывание Б. к.происходит след. обр.: в дистилляцион-ный аппарат загружают 60 кг бензотрихлорида и 200 КЗ известкового молока, приготовленного из 34 кг извести, добавляют 20 г железного порошка и нагревают острым паром до 50°, после чего t° уже сама поднимается до кипения, и начинается отгонка воды и бензальдегида; после отгонки прозрачное содержимое аппарата выпускают в чан и высаживают соляной кислотой Б. к. В СССР на заводе им. Дзержинского (Гос-медторгпром) Б. к. получают окислением толуола в среде 70%-ной серной кислоты бихроматом; в качестве катализатора применяется небольшая добавка соляной кислоты или поваренной соли, В этом случае Б. к. содержит следы хлора. Для получения фармацевтической Б. к., не содержащей и следов хлора, применяют способ окисления толуола перекисью марганца в серной кислоте. Б, к. представляет собою моноклинические с блеском иглы или листочки; Ь°пл. 121,4°, t°KUn. 249,2°, возгоняется ниже °xun.; пары ее действуют раздралсающе на слизистые оболочки. 1 ООО ч, воды при 17,5° растворяют 2,7 ч. Б. к., при 100°-58,7 ч.; Б. к. растворяется в 2 ч. алкоголя, в 3 ч. эфира, хорошо растворима в хлороформе, сероуглероде. При перегонке Б. к, с гашеной известью получаются бензол и угольная к-та. Б. к. применяется для консервирования пищевых продуктов, главн, образом в виде натриевой соли CgHs-COONa; последняя получается нейтрализацией Б. к. с содой и кристаллизуется с 1 ч. воды, растворима в 1,8 ч. ВОДЫ и в 45 ч. спирта. Растворы имеют



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 ( 65 ) 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148