Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 ( 64 ) 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

высокий выход газового бензина); 4) от абсорбирующей способности жидкости, употребляемой в качестве абсорбента. Как общее правило абсорбирующая жидкость должна быть более тяжелой, чем бензин, находящийся в природном газе.

Абсорбент твердый. Абсорбент, поглощающий Б. и. г., может быть не только жидким, но и и твердым, - например активированный уголь, силикате ль.

Природный газ подается в компрессор .1 (фиг. 3), откуда гонится к холодильнику Б и далее в абсорбирующую установку Си Ci,


Фиг. 3. Схема получения бензина из газа методом абсорбции (с твердым абсорбентом).

абсорбирующие резервуары к-рой заполнены активированным углем. Когда активированный уголь резервуара С достаточно насытился бензином, абсорбер С посредством клапана выключается, и с компрессором посредством другого клапана соединяется абсорбер Cj, активированный уголь которого, в свою очередь, начинает поглощать бензин из нефтяного газа. В это время в резервуар С подается перегретый пар по трубке К, и бензин из этого поглотителя при помощи пара дистиллируется через холодильник D в резервуаре Е. Затем ту же операцию повторяют с резервуаром Ci, а резервуару С дают время остыть. Если в установке имеются три резервуара с поглотителями, то такая установка может работать непрерывно.

Газовый бензин, полученный из природного газа по методу абсорбции активированным углем, отличается от других газовых бензинов следующими качествами: он обладает более низким давлением паров, чем газовый бензин, полученный по какому-либо другому методу, и не загрязняется частицами абсорбирующей жидкости, как это происходит при получении газового бензина по методу абсорбции его жидкостью. Количественная способность угля абсорбировать бензин из природного газа зависит как от качеств самого активированного угля, так и от природы газа.

Абсорбирующая способность углей различного происхождения.

Уголь, полученный из:

Объем абсорбирован, газа на объем угля (0°, 760 мм Hg).

(CN)a

Пней...........

Черного дерева ......

Lignum vitae........

Скорлупы орехов кокосо-

вого дерева .......

Древесины.........

Т. к. нефтяной газ состоит главн. образ, из углеводородов парафинового ряда, то и Б. и. г. также состоит из углеводородов

парафинового ряда. Последнее обстоятельство дает возможность, зная состав нефтяного газа, простым способом, а именно - определением уд. веса бензина, устанавливать приблизительно химический состав его:

Удельный вес

1 % входящих углеводородов

CsH,.

C,Hu

с,н,.

с.н,.

0,6364 ......

77,6

14,1

0,6512 ......

1 -

45,4

34,3

20,3

0,6667 ......

17,0

42,0

41,0

0,6829 ......

t -

86,5

0,6364 .....

, 15,0

35,9

49,1

0,6512 ......

1 6,6

15,7

77,7

0,6667 ......

1 -

87,5

0,6829 ......

36,5

40,4

23,0

Газовый бензин но причине его большой летучести непригоден для рынка. Чтобы приготовить из газового бензина моторное топливо для легких двигателей, надо предварительно смешать газовый бензин с нефтяным. В Америке смешивают газовый бензин с заводским бензином в различных пропорциях, руководствуясь при этом желательными техническими качествами окончательной смеси.

Качества бензинового диет ил плата, употребляемого для смешения его с газовым бензином:

До 90° отгоняется не более....... 10%

140° . менее....... 40%

Конец перегонки.............. 230°

Цвет....................W.W.

Окончательная смесь заводского дистил-лата и газового бензина употребляется по преимуществу как моторное топливо для

Качества газового бензина, заводского дистиллата и окончательной рыночной смеси.

2 S

<а о и и я В . о 2 Н ю Ю

а) W л

SS 03 Е- ев

гщ а й

Ш я1 о в го в

S s

Й ta

са 3 я к>> о ЙО

0,6651

0,7475

0,6734

0,6833

0,6917

0,6965

0,7099

0,7176

легких двигателей, но м. б. также применена и для других промышленных целей, а именно - как растворитель, для чистки, для отопления и т. д. Т. к. ббльшая часть Б. и. г. применяется как моторное топливо, то методы техническ. оценки его те же, к-рые обычно применяют к моторному бензину, получаемому иными путями, а именно бензину из нефти и бензину-крекинг. То обстоятельство, что газовый бензин получается из нефтяного газа, позволяет для его оценки пользоваться по преил1уществу только знанием его уд. веса и разгонки, т. е. его начальной 1°кип., % дистиллирования при различных t°, конечной t°nun. (сухой точки) и количества остатка в колбе. Докторская проба, % непредельных углеводородов, цвет и коррозия для газового бензина опреде.тяются сравнительно редко; так же



редко делается испытание газового бензина на упругость его паров.

По способности сопротивления детонации различные углеводороды м. б. расположены в следующем порядке: парафины (наибольшая склонность к детонации), олефины, наф-тены, ароматики (наименьшая склонность к детонации). Так. обр. сам по себе газовый бензин, состоящий по преимуществу из парафинов, в сильной степени склонен к детонации. Чтобы избежать этого недостатка, к моторному бензину, когда это требуется, примешивают антидетонирующие вещества, к которым принадлежат углеводоро-

ды ряда Сц Нгп-6, также другие искусственные антидетонирующие вещества.

Спецификация американских сортов газового бензина.

С о р т А Уд. вес .... конец кипения , перегоняется. .

Рост

г а 8 о с

количества добываемого бензина 69% приходится на бензин перегонки, 24% - на бензин-крекинг и 7% - на газовый бензин. Эти 7% газового бензина, благодаря тому, что они смешиваются с тяжелым бензином, позволили увеличить общее количество моторного топлива в С.-А. С.Ш. на 20%.

Б. и. г. впервые в С.-А. С. Ш. был получен в 1903-04 г. В 1911 г. было переработано нефтяного газа 0,5% от общего его количества, в 1916 г.-27,7%, а в 1919- уже 39%. Рост развития газолинового дела в Америке с 1911 по 1922 г. можно представить следующей таблицей:

линового дела в Америке за время 1911 г. по 1922 г. включительно.

0,6731 - 0,6931 не выше 190 не менее 90%

Сорт В

Уд. вес. . . . . 0,6588 - 0,6795

конец ипения . . не выше 190°

перегоняется. . . не менее 88%

Сорт С

Уд. вес ............ 0,6422 -0,6667

конец кипения......... не выше 177°

перегоняется.......... не менее 78%

Сорт D

Уд. вес............. 0,6306 - 0,6717

конец кипения......... не выше 422°

Спецификация моторного рыночного бензина из газа (смешанный):

Сорт 1

Уд. вес......... . . . 0,7292 - 0,7447

конец кипения........% не выше 225°

перегоняется........*. . не менее 91%

С о р т 2

Уд. вес............. 0,7292 - 0,7447

конец кипения......... не выше 232°

перегоняется.......... не менее 90%

С о р т М

Уд. вес..........: . . 0,7143 - 0,7216

конец кипения......... не выше 227°

перегоняется......... не менее 88%

Сорт 4

Уд. вес............. 0,7000 - 0,7143

конец кипения ......... не выше 225°

перегоняется.......... не менее 85%

Колоссальное распространение двигателей внутреннего сгорания, потребляющих для своей работы бензин, ставит перед нефтяной промышленностью задачу по изысканию новых путей его получения. С каждым годом, благодаря все время увеличивающемуся спросу на бензин, производитель его принужден делать все более глубокие отборы бензина и т. о. понижать летучесть бензина. Потребитель же по многим причинам требует, от бензина хорошей летучести. Это глубокое противоречие между потребителем и производителем м, б. разрешено лишь путем компромисса. Появление на рынке газового бензина отчасти разрешает эту топливную проблему. Газовый бензин позволяет употреблять в дело малопригодные как моторное топливо тяжелые углеводороды, В настоящее время в С.-А. С. Ш. из полного

Получено бензина

Переработано газа

Число установок

Годы

в лит-

ценн.

цена в центах

объем газа

ценя.

в долл.

на литр

в млн. Л1

в долл.

1911. . .

1 633 685

531 704

69 320

176 961

1913 . . .

5 293 380

2 458 443

4,6 3,6

276 904

566 224

1915 . . .

14 380 226

5 150 823

673 803

1 202 555

1917 . . .

47 934 503

40 188 956

12 020 058

34 343 ООО

1919 . . .

1 191

77 337 704

64 196 763

13 451 311

41 314 700

1920 . . .

1154

84 643 663

71 788 122

8,4 6,3

13 900 066

41 700 ООО

1921 . . .

1 161

104 204 870

65 717 900

13 143 944

1922 . . .

111 283 040

72 711 063

15 266 702

В СССР за последнее время также обращено серьезное внимание на газовое хозяйство, и 11 августа 1924 г, в Грозном начал действовать первый газолиновый завод на территории СССР с пропускной способностью 11000-14 000 л * газа в сутки.

Лит.: Стрижов И. Н., Естеств. газ, Баку, 1925; Буррелл Д. А. и др., Извлеч. газолина из естеств. газа конденсацией, Нефт. и сл. хоз. , 5-8, стр.88, 1921; Буррелл Д. А.и др., Извлеч. газолина из естеств. газа путем поглощения, Нефт. и сл. хоз. , 1-4, стр. 99, 1921; Аккерман И. Н., Первый газолин, з-д в Грозном, Нефт. и сл. хоз. , т. 7, 9, М.-Л., 1924; Шахназаров М. X., Добыча и утилизация газа на Апшер. п-ве, Нефтяное хоз. , т. 10, 3, 1926; С т р и ж о в И. П., Грозн. абсорбц. газолин.завод, Нефтяное хоз. ,т. 11, э, 1927; его же, Грозн, компрес. газолин, завод, Нефтяное хоз. , т. И, 10, 1926; е г о ж е. Газовое дело на грозн. нефтяных промыслах, Нефт. хоз. , т. .11, и-12, 1926; Оберфелл Г. и Алден Р., Газолин из природн. газа, пер. с англ., М.-Д., 1926; Day D.T., Handbook of the Petroleum Industry, v. 1, N. Y., 1922; Leslie E. H., Motor Fuels, N. Y., 1923; Cross R., Handbook of Petroleum, Asphalt a. Natural Gas, Kansas, 1924; Burr ell G. A., The Recovery of Gasoline from Natural Gas, N. Y., 1925. Г. Андреев.

БЕНЗИН-КРЕКИНГ. При нагревании нефтепродуктов значительно выше их Ь°кип. происходит их разложение, характер и степень которого зависят глав. обр, от t° нагревания. При 1 000° и выше нефть и ее продукты распадаются гл. обр. на метан, водород и уголь, и чем выше t°, тем больше образуется водорода и меньше метана. При 600--700°, наряду с образованием громадного количества газообразных углеводородов (нефтяной газ), получается богатая аро-матич. углеводородами нефтяная смола. Наконец, при еще более низкой t° (400-500°) количество газообразных продуктов разложения резко понижается, и на первое место выступают лдадкие продукты распада, богатые бензиновыми и керосиновыми погонами. Этот последний тип термического разложения получил название к р е к и н г-п р о-цесса, а получаемый этим способом бензин называют бензином-крекингом.



При повторных перегонках тяжелых нефтепродуктов количество их легких погонов увеличивается. Торне и Юнг (в 1871 г.) после одной перегонки парафина (из сланца), при давлении ок. 2 atm, получили ди-стиллат, представлявший собою полужи/];-кую смесь маслянистых веществ и неразло-жившегося парафина; при разгонке было получено: до 100°-7,5%, а до 200°--32,5%. После 12 повторных перегонок парафин превращался в вещество, большая часть которого оставалась при обыкновенной t° жидкой. По своему составу низшие фракции этого дистиллата (до 100°) оказались состоящими примерно из равных количеств насыщенных углеводородов и олефинов; в высших фракциях количество насыщенных углеводородов оказалось больше; представителей ацетиленового и бензольного ряда обнаружено не было. Опыты Торне и Юнга лежат в основе современного крекинг-процесса, имеющего чрезвычайно важное значение в связи с громадным ростом потребления бензина для двигателей внутреннего сгорания. В 1912 г. америк. инж. Бертон построил куб своей системы, получивший в Америке широкое применение для крекинга малоценных нефтяных дистиллатов и продуктов. С тех пор появилось много новых систем крекинга, и нек-рые из них, как-то: система Кросса, Деббса и др., постепенно приобретают все большее значение.

Получение В.-к. Для получения В.-к. можно пользоваться разложением нефтепродуктов либо в паровой либо в жидкой фазе. Крекинг паровой фазы не получил однако практич. значения, т.к. при этом затрачивается излишняя теплота на парообразование и получается сравнит, большое количество малоценных побочных продуктов газа и кокса. Поэтому главная масса Б.-к. получается теперь либо в смешанной фазе (способы Вер-тона, Кларка, Деббса и др.) либо в жидкой фазе (способ Кросса). По Кларку (усовершенствованный способ Вертона), крекируемый продукт (газойль, мазут) подвергают нагреванию в особом толстостенном кубе до 350-400° при давлении 10-12 atm. Из куба нефтяные пары направляются в дефлегматор, далее в конденсатор и собирательный резервуар, где происходит отделение газа, и, наконец, в резервуар для хранения. Кубы в этой системе обыкновенно соединяются в батареи (до 10 кубов в каждой). Работа батареи продолжается 72 часа, после чего батарея останавливается для чистки от кокса и тщательного осмотра. Последний необходим, т. к.: 1) нефть и ее пары при #° крекинга быстро и обычно крайне неравномерно разъедают стенки куба; 2) слишком сильное местное уменьшение толщины стенки куба крайне опасно (возможность взрыва). Выход В.-к. по способу Кларка достигает 35-36%; потери на кокс и газ-6%. По Кроссу, крекинг ведется при значительно более высок. t° (до 480°) и давлении (до 55 atm). Крекируемый материал подогревается в трубчатке, откуда поступает в реакционную камеру, где и происходит распад тяж;елых углеводородов на более легкие, а вместе с тем и отложение кокса. Из реакционной камеры через конт-

рольный клапан продукт поступает в испаритель, при чем давление понижается до 3 atm. Здесь происходит отделение легких паров от тяжелых фракций, содержащих большое количество коллоидального углерода и представляющих собою прекрасное жидкое топливо. Из испарителя нефтяные пары и газы направляются в ректификационную, колонну, где происходит вторичное отделение тял-селых фракций, идущих на повторное крекирование. Пары же и газы, пройдя через ректификационную колонну, поступают последовательно в конденсатор, сепаратор для газа и в резервуар для хра-неция. Таким образом получение В.-к., по Кроссу, производится одной операцией. Выходы Б.-к. из смеси газойля и полупродукта у Кросса достигают 38,5%; потери же па газ и кокс - 4,3%.

Очистка Б.-к. Неочищенные Б.-к., благодаря содержанию (до 1 %) ненасыщенных углеводородов, в частности диолефинов, т. е. ненасыщенных углеводородов с двумя двойными связями, имеют неприятный запах, плохой цвет, а от соприкосновения с воздухом мутнеют и далее выделяют смолистые осадки. Обычные методы очистки нефтепродуктов с помощью серной к-ты здесь мало применимы, т. к. они ведут к слишком большим потерям; кроме того, в виду реакций уплотнения, к-рым легко подвергаются непредельные сдединения под влиянием серной к-ты, применение последней к очистке Б.-к. вызывает необходимость новой перегонки уже очищенного бензина. Одно время думали бороться с указанными недостатками Б.-к. путем его гидрогенизации, при чем все непредельные углеводороды, образующиеся при крекинге, подлежали превращению в предельные (способ Вер гнуса). Однако за последние годы, в связи с выяснением той роли, к-рую играют углеводороды различ. рядов в явлениях детощции (см.), наблюдаемых иногда при работе мотора, взгляды на задачу очистки Б.-к. претерпели существенные изменения. Исследования Рикардо и других авторов показали, что наиболее легко детонирующими в условиях сильного сжатия являются углеводороды ряда метана (парафины). Ненасыщенные углеводороды (олефины) детонируют уже в значительно меньшей степени. Еще более устойчивыми в этом отношении оказались нафтены и особенно ароматич. углеводороды. Т. о. прищли к важному выводу, что примесь Б.-к. не только не понижает, но, наоборот, может существенно повысить качество природцого бензина, делая его более устойчивым в отношении детонации. Тем самым задачи очистки бензина-крекинга существенно изменились.

В настоящее время при очистке Б.-к. уже не стремятся к удалению из него всех непредельных углеводородов, а удаляют лишь дистефины, которые, собственно говоря, и обусловливают указанные выше недостатки Б.-к. Для этой цели удобно пользоваться ярко выраженной способностью диолефинов вступать в разного рода реакции конденсации под влиянием самых разнообразных реагентов и в частности под влиянием флоридина. Еще в 1913 г. инж. Грей нашел, что



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 ( 64 ) 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148