Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 ( 62 ) 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

из углеводородов ряда метане лиметиленов или нафтенов и арома-

тических, ряда бензола, CnHgn-е- Преобладание представителей того или иного ряда определяет некоторые валяные свойства готового продукта-величину уд. веса, особенности сгорания в двигателях, растворяющую способность и др. В пррфоде нет В., состоящих из углеводородов одного только ряда, но существуют б. яли м. чистые типы. Так, бакинский, особенно сураханский, Б. состоит почти сплошь из нафтеновых углеводородов ; пенсильванский - из метановьгх, и т. д. Вольшинство Б. относится к среднему тину (грозненские, майкопские и др.). Т. к. ряд полиметиленовых углеводородов в нефти начинается, невидимому, с циклопе нтана, или пентаметилена, кипящего при 51° (присутствие полиметиленов типа циклопропана и цик.лобутана не установлено точно), то для самых легких сортов Б. разница в географич. происхождении нефти не сказывается. Лабораторным путем из Б. выделено ок. 8 почти чистых индивидов; в действительности число их вряд ли меньше 20-30, что дстает задачу исследования В. чрезвычайно трудной. Выделение индивидов до сих пор не разрешено ни лабораторной, ни заводской практикой, и это мешает рассматривать Б. как химич. сырье для различных важных синтезов. Из ароматич. углеводородов найдены бензол, толуол, этилбен-зол и все три ксилола. Содержание их в Б. обыкновенно невелико (до 2%) и характерно, напр., для майкопского Б., а также для борнейского, в к-рых содержание бензола и толуола достигает нескольких %. Выделение этих углеводородов не представляет больших затруднений по способу нитрования или экстрагирования жидким SO г (оба способа технически разработаны и осуществлены на практике). Главным моментом в характеристике Б. служит °-ный интервал между началом и концом его кипения. Грозненский Б. для авиационных двигателей до.71Л{;ен содержать не менее 95% фракций, кипящих до 100°; тяиселый экспортный Б.-не менее 40% до 100°, не менее 80% до 125° и 95% до 160° и т. д. Д соответствующих технич. условиях оговаривается еще уд. вес и начальная t°Kun.- Все эти условия следуют за возможностями нефтяной промышленности и лишь приб.тизительно выражают технич. удобоприменимость, изменяющуюся параллельно с усовершенствованием техники потребления. В хим. отношении Б. довольно индифферентны. Серная к-та, даже концентрированная, на основную массу Б. почти не действует; она сульфирует только аромэтич. углеводороды и слабо действует на нафтены. Азотная к-та, в зависимости от концентрации, окисляет или нитрует бензиновые углеводороды. Галоиды, особенно при освещении синим светом и в присутствии катализаторов, производят реакцию замещения с выделением галоидоводородов. В отношении действия высокой температуры Б. устойчивы до 500-550°. Отдельные технические п другие свойства Б. приведены далее, при чем первые цифры относятся к более низкокипящим Слегким) сортам:

Уд. вес (г ) ....... 0,695-0,760

Мол. вес ........... 85-140

Теплоемкость........ . 0,50

Теплота испарения..... 65-80 cal

Теплота сгорания...... 11 ЗОО-ll 700 cal

Коэфф. преломления £, . 1,38-1,43

Коэфф. расширения на 1° . 0,0008

Абсол. вязкость при 20 . . 0,003-0,008

Темп, плавления...... ниже -100°

Темп, вспыпки....... от -15 до -20°

С большинством органическ. растворителей, не содержащих гидроксильной группы, Б. образует смесь в любых отношениях (для анилина растворимость ограничена). В безводном спирте, особенно в неабсолютном, Б. растворяется до известного предела, при чем этот предел м. б. сдвинут прибавлением эфира, бензола и т. п. С воздухом пары Б. образуют горючую смесь (карбюрированный воздух). Смесь взрывчата при содержании от 1J4 до 5,5 объемных % паров Б. Смесь с 25%, обычно получаемая при продувании воздуха через легкий В., имеет плотность ок. 1,25 и горит коптящим пламенем.

Нефтяным, или петролейным, эфиром называется один из самых легких сортов В., с уд. весом 0,600-0,660 и выкипанием до 70° . Еще ниже кипит р и г о л е и (18°), с уд. весомо,600, представляющий собою мало устойчивый раствор газообразных углеводородов в жидких (главным образом в пентане). Медицинскими бензинами называются некоторые хорошо очищенные сорта средней легкости. Из древесной, буро- и каменно-угольной смолы тоже может бьггь получены бензинообразные продукты. Громадные ксличества Б. ныне добываются путем крекинг-процесса (см.). См. также Бензин-крекинг. а. добрянсний.

II. Применение Б. Важнейшее применение Б. находят в качестве топлива для автомобильных и авиационных двигателей, так как, обладая высокой теплотворной способностью, они в то же время отличаются легкой испаряемостью и способностью образовывать с воздухом легко воспламеняющиеся смеси. Б. применяется также в медицине, в резиновом производстве как растворитель каучука, для экстрагирования жира из костей и шерсти, масла-из семян и жмыхов, для хим. чистки одежды и т. д. Соответственно различному применению, Б. должен обладать своими определен, качествами. Отсюда - разл. сорта В., отличающ, друг от друга t°, при к-рой начинается кипение Б и t°, при к-рой он весь выкипает.

В промышленности известны следующие виды Б. Цимоген, представляющий чрезвычайно подвижную, легко испаряющуюся жидкость, кипящую при 0°; применяется для получения льда, а в медицине-как анестезирующее средство. Нефтяной, или петролейный, эфир, имеющий уд. в. 0,600- 0,660 и выкипающий до 70°, употребляется для экстрагирования. Нефтяной скипидар, уд. в, 0,730-0,760,кипит при 130-150°, употребляется для чистки машинных частей, разбавления масляных красок. Специальный В., т. н. калоша, с началом.кипения не ниже 80° и концом выкипания не выше 120°, применяется в резиновом производстве; этот сорт Б. не должен содержать слишком много летучих частей, даюших



большие потери при испарении, и в то же время в нем не д. б. частей, трудно отгоняемых из каучука. Б. авиационный должен иметь начальную t°Kun. до 60°, конец перегонки до 130° и не менее 60% погонов, кипящих до 100°. Для Б. автомобильных требования не вполне установлены: еще недавно считалось общепринятым, чтобы бензин для легковых автомобилей выкипал не выше 100-110°, для грузовых- не выше 120-130°; но по мере развития автомобилизма и спроса на Б., с одной стороны, и усовершенствования карбюрации в автомобильных двигателях, с другой, требования становились все менее строгими. Так, согласно федеральной спецификации в С.-А. С.Ш., от автомобильного Б. для казенных, поставок требуется: начало кипения не ниже 55°, при чем не менее 20% должно перегоняться до 105°, не менее 50% до 140° и не менее 90% до 200°; конец перегонки- при 225°. В СССР главнейшими потребителями Б. являются Центр. управ.л. местного транспорта и автотранспорт военного ведомства; к Б. предъявляются следующие требования: уд. вес не более 0,755, начало ки-1ения не выше 80°, погонов до 100° не менее 20% и конец кипения не выше 175°. Б. должен обладать наименьшей склонностью к детонированию.

III. Экономическое значение Б. Рост мировой промышленности и развитие транспорта как автомобильного, так и воздушного открыли новые и расширили уже известные области применения нефтян. продуктов, среди которых важнейшим является Б. как топливо для автомобилей и аэропланов. Размеры потребления Б, как в мировом масштабе, так и в масштабе каждой страны определяются гл. образ, состоянием автотранспорта. В 1919 г. на всем земном шаре было 8 844 тыс. автомобилей, в 1922 г. -14 610 тыс., в 1923 г.-18 029 тыс., в 1925 г.-21 527 тыс. и в 1926 г.-24 454 тыс. автомобилей, т.е. за время с 1919 г. по 1926 г. количество автомобилей возросло почти в три раза. Подавляющее большинство автомобилей приходится на С.-А. С. Штаты, где ца 30 июля 1926 г. было 19 934 тыс. автомобилей, что составляло 82% от всего мирового их количества: 1 автомобиль приходился на 6 чел. населения. Годовой расход Б. в С.-А. С. Штатах в 1926 году составил свыше 24 млн. т. В С.-А. С. Ш. на долю автомобильных двигателей, работающих на В., приходится потенциальная мощность почти в 400 млн. IP (считая 20 млн. автомобилей с средней мощностью в 20 IP каждый), что составляет половинупотенциальной мощности всех силовых установок С.-А. С. Ш.; Европа, не исключая самых богатых ее государств, далеко отстает от Америки в отношении количества потребляемого Б. Однако в Евроце потребление Б. из года в год увеличивается в соответствии с увеличением числа автомобилей и грузовиков. В 1922 г. в Евроце было 1 229 тыс. авто-

мобилей, в 1924 г. -1 666 тыс., в 1925 г.- 2 148 тыс. и в 1926 г. -2 680 тыс. автомобилей, что составляло 11% от всего мирового количества их. По количеству потребляемого Б. на первом месте в Европе стоит Великобритания, на втором - Франция, а далее идут Германия и Италия в соответствии с имевшимся в названных странах количеством автомобилей, распределявшихся в 1926 г. следующим образом:

Страны

Колич. автомоб.

Колич. насел., приходящ. на ] автимоби,чь

Великобритания ., 805 Я57 шт.

Франция..... 735 ООО

Германия.....! 323 ООО

Италия...... 114 ООО л

.55 чел.

53 19.3 > 346

В 1913 г. импорт Б. в Европу составлял 932,1 тыс. т, в 1926 г. он достиг 4 717 тыс. т, увеличившись почти в 5 раз. Из стран, вырабатывающих В., на первом месте в мире стоят С.-А. С. Штаты. Они занилхают первое место и по экспорту Б. Следующие цифры характеризуют выработку и экспорт Б. в С.-А. С. Ш. (в тыс. т):

1922 Г. 1923 Г. 1924 Г. 1925 Г. 1928 Г. Всего выработано . 17 552 21 383 25 357 30 892 35 664

Всего вывезено в том числе в Европу ........ 1130

2 542 2 368 3 331 3 655 5 075 1 673 2 297 2 435 3 577

Импорт Б. из разных стран в главнейшие европейские государства в 1913, 1925 и 1926 гг. указан в табл. 1.

Т а б л. 1 .-И мпорт Б. в европейские страны.

Импортирующие страны

1913 г. (в тыс. т)

1925 Г.

1926 Г,

Прирост в %

В тыс.

% от всех импортных нефтепрод.

в ТЫС. m

% ОТ всех импортных нефтепрод.

в 1926 г. по сравн. с 1925 Г.

Англия .

1 510

2 050

28,7

+ 34

Франция .

1 036

53,2

1 079

52,5

+ 4

Германия

436,7

40.4

559,2

43,8

+ 28

Италия .

24,1

25,6

+ 14 i

Дания . .

34,2

+ 17

Норвегия

17.8

21,7

+ 20

Прирост импорта Б. в 1926 г. по сравнению с 1925 г. был в Англии наибольшим (4-34%) и во Франции наименьшим (+4%), колеблясь в других важнейших странах Европы от + 14% до + 28%. Распределение импорта бензина в Европу по источникам покрытия в 1925 и в 1926 г. (в тыс. т) указано в табл. 2 (на ст. 371).

В СССР выработано было Б. (без лигроина и газолина) в 1913 г.-156 275 т, в 1922/23- 74 328 ш, в 1923/24 г.-163 687 т, в 1924/25- 291 851 шив 1925/26 г.-440 845 т. Из помещенной на ст. 371 табл. 3 видно, как под влиянием изменения требования рынков, внутреннего и внешнего, на бензин, керосин, смазочные масла, нефтетопливо и прочие нефтепродукты менялся характер продукции заводов в С.-А. С. Ш. и в СССР (в таблице указаны % от всей продукции). Количество выработанных в 1924/25 году и 1925/26 г. нефтепродуктов на заводах СССР



между экспортирующими странами

Табл. 2.-Р аспр е дел е ние европейского импорта Б. и В 1925/26 г. 16,81 %. Сбыт Б.

........ ......., внутреннем рынке СССР

характеризуется за постедние 3 года следующими цифрами:

Экспортирующие страны

Импортирующие

страны

Англия

Франция

Германия

Италия

1925 г.

1926 г.

1925 г.

1926 Г.

1925 г.

1926 г.

1925 Г.

1926 Г.

С.-А. С. Ш. . .

1 720

197,3

240,4

Венесуела. . .

61,8

Мексика....

41,1

11,4

Румыния. . . .

16,9

18,1

47,4

67,2

Польша ....

19,8

СССР......

61,3

61,5

Персия.....

152,3

27,1

45,9

Прочие страны

(Брит. иГолл.

Индия и др.) .

211,7

40,1

42,7

71,0

Итого . . .

1 510

2 050

1 036

1079

436,7

559,2

КОЛИ,. В m П?Гв оГ 1923/24 Г. . 30 368 -

1924/25 Г. . 45 026 48,27

1925/26 Г. . 63 538 41,11

Табл. 3.-Р аспределение нефтепродуктов С.-А. С Ш. и СССР по сортам.

Наименование

-А. с. Ш.

СССР

продуктов

1913 Г.

1925 Г.

1926 Г.

1913 г.

1924/25

1925/26 год

Бензин ........

17,0

29,7

31,5

Керосин .......

24,0

20,8

20,8

20,7

Смазочные масла . .

Нефтетопливо и про-

чие нефтепродукты

50,6

58,5

57,3

69,8 .

68,6

66,1

Итого . . .

100%

100%

100%

100%

100%

100%

И распределение их по трестам-производителям характеризуется табл. 4:

Быстрый рост сбьгга Б. на внутреннем рынке СССР указывает на громадную будущность, к-рая предстоит бензиновой торговле в СССР для удовлетворения развивающихся с каждым днем автотранспорта и авиации, резиновой промышленности и других отраслей, потребляющих Б, По предварительным данным, реализация Б. на внутреннем рынке за 9 месяцев 1926/27 г. составляла 53,159 т, в то время как за 9 месяцев 1925/26 г. она составляла 43,588 т. Увеличение в данном случае произошло на 22%. Реализация Б. на внутреннем рынке СССР за 9 месяцев 1925/26 года и 1926/27 года, по сравнению с реализацией других нефтепродуктов, видна из таблицы 5 (внизу столбца).

Б. является одним из важнейших экспортных нефтепродуктов, и экспорт его из СССР с каждым годом увеличивается. Рост экспорта Б. из СССР (в т) и его место среди

Табл. 4. - Нефтепродукты СССР по отдельным трестам-производителям.

Наименование нефтепродуктов

Всего выработ. на всех з-дах СССР

1924/25 г. в т

1925/26 Г. В т

%-ное распределение нефтепродуктов, выработанных в СССР по трестам-производителям и районам

Азнефть

Грозпефть ! Эмбавефть

Куб.-Черн.

район

Узбекнефть

Всех нефтепродуктов . . . В том числе:

Бензины .........

Лигроин .........

Бензины и лигроин. . . .

Керосин ..........

Смазочные масла обыкнов.

Топочный мазут......

Моторное топливо.....

4 919 331

291 851 65 484 357 335

1 030 037 151 251

2 170 661

76 556

793 084

440 845 91 144 631 989

1 197 624 217 668

2 496 489

78 660

62,3

19,5 62,6 27,4 79,8 93,4 47,2 31,8

59,1

29,4 27,7 29,1 77,2 91,0 48,4

33,2 36,6

78,3 37,4 70,8 16,8 0,1 52,3

63,8 72,3 69,4 19,3 1,0 51,2

1,55 2,1

1,3 1,7

0,4 0,1

0,3 0,04

1,9 6,0

58,1

2,2 7,8

78,5

1,2 0,3

1,0 0,4

20,2

0,5 0,5

Из ЭТОЙ таблицы видно, что основными производителями бензина в СССР являются Грозпефть и Азнефть. Из всего количества выработанного Б. в СССР приходится: в 1924/25 г. на Грозпефть 78,3%, на Азнефть 19,5% и в 1925/26 г. -на Грозпефть 63,8% и на Азнефть 29,4%. Процент выхода Б. по всем заводам СССР, т. е. отношение полученного продукта к общему количеству нефти и полуфабрикатов, поступившему в переработку, составил в 1924/25 г. 5,78% и в 1925/26 г. 7,42%. По Азнефти % выхода Б. был в 1924/25 г. 1,81% и в 1925/26 г. 3,70%; по Грозиефти -в 1924/25 г, 15,10%

Табл. 5. - Данные о реализации Б. и других нефтепродуктов в СССР.

Наименование

Реализовано за 9 месяцев (в т)

продуктов

1925/26 г.

1926/27 г.

Всего нефтепродукт.

3 820 338

3 938 420

В том числе:

Бензин ........

Керосин .......

Черная смазка . . . Нефтетопливо .... Машинное масло . .

43 588 600 871 95 098 2 948 912 40 587

53 159 705 758 115 365 2 946 825

42 353 !



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 ( 62 ) 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148