Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 ( 3 ) 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

ШАПЫЕ БВЛЫЕ ШГИ ГРАНИЦА АЭРОДРОМА

снабжения на линиях воздушных сообщений. А. IV класса - посадочные площадки, удобные для взлета и посадки, с убежищем для стоянки одиночных самолетов. Размер диаметра в м для А. I и II класса определяется по следующей формуле:

Х)=2(РЛГ+ЗЯ)-ЬЗ,0, где Р-размах самолета JT-число самолетов, 3-интервал между самолетами в м, 30-ширина нейтральной полосы в м. Размеры полезной площади принимаются в среднем для:

i класса....... 3-4 км

11 ....... 1-1,5

iii ....... 500x500 ле

iv . ...... 400 X 400

Разбивка А. Главная часть аэродрома, удобная для взлета и посадок и называемая полезной или рабочей площадью, ограничена так называемой стартовой линией, за которую нельзя выносить линию старта. В центральной части рабочей площади обозначен круг, разбивающий ее на три полосы: взлета, нейтральную и посадки (см. cxeiry). Концентрически к этому кругу разбит круг световых посадочных сигналов для ночных полетов. В полосе подходов размещают аэродромные постройки т. о., чтобы они не служили препятствием для под- -СЦТ}] хода самолетов с л ю-, бой стороны А., в особенности в направлениях господствующих в данном месте ветров. На передней линии аэродромных сооружений находятся ангары, удаленные от стартовой линии на 70-100 м. Расстояние это определяется высотой ангара: при среднем угле планирования в 10-12° отношение между удалением и высотой ангара принимают равным 7:1, чтобы идущий на посадку самолет мог пройти над ангаром без излишней потери рабочей площади. Линия расположения ангаров по их фасадам называется ангарной, или фасадной, линией. Полоса между стартовой и фасадной линиями, служащая для подхода на старт подготовленных к полету и для обратного передвижения возвращающихся с рабочей площади к ангарам самолетов, называется стартовой улицей. Часть стартовой улицы аэродрома перед ангарами (20-30 м) вместе с ангарами и полосой сзади них (15-20 м) составляет так наз. аэродромный двор, служащий для сборки самолетов, подготовки их к полету, пробы моторов и пр. Ширина аэродромного двора определяется примерно в 100 м; на нем, кроме ангаров, возводят технические сооружения, связанные с полетной работой самолетов. Все остальные постройки выносят за пределы аэродромного двора, ближе к внешней гранине, где прокладывают

подъездные пути в виде шоссе или ж.-д. ветки. По международным правилам ка>к-дый А. должен иметь установленные постоянные и временные знаки для управления полетной работой. Постоянные знаки: 1) указатели направления ветра (вымпелы) от 1 до 3, устанавливаемые за пределами рабочей площади в наиболее заметных с воздуха пунктах с отчетливым проектированием на фоне земли; 2) белый круг (зимою черный) в центре рабочей площади, с диаметром равным ширине нейтральной полосы (20 - 30 м); 3) белые круги (зимой черные) диаметром в 1 ж для обозначения границ аэродрома; 4) сигнальная мачта с вымпелом и черным шаром, обозначающая открытие полетов. Временные знаки: 1) указатель направления ветра- посадочное Т* состоящее из двух полотнищ размером 8X2 м и 5x2 м; 2) указатель направления круга полетов над А.:


с, fe-Tl БОЛЬШОЙ

ЧЕРН. ТРЕУГОЛЬНИК 2л или ЧЕРН. НВАДРА т. Q


q полоса для

ВЗЛЕТА.


/КАЗН ТЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА

Схема летного поля А.

черный треугольник-круг вправо, черный квадрат-круг влево; 3) два полотнища размером 8x2 м для креста, запрещающего посадку.

Оборудование А. В зависимости от размеров, назначения и характера А. различают и аэродромные сооружения и технич. оборудование, которые составляют главную и существенную часть каждого А. Наиболее типовыми аэродромными сооружениями являются: 1) специальные помещения для хранения самолетов-аигары (см.); 2) элииш (см.) и причальные мачты для дирижаблей; 3) аэродромные мастерские для ремонта самолетов и моторов; размеры и назначение отдельных помещений зависят от деятельности и характера аэродрома и типа самолетов и моторов; по существу мастерские мало отличаются от аэроплано-и моторостроительных заводов; 4) складочные помещения на А.-для бензина, масла, огнеопасных и взрывчатых веществ. На аэродромах I класса и воздушных портах устраивают усовершенствованные подземные бензинохранилища с подачею бензина



под действием инертного газа. При расчете бензина и маслохранилищ принимают, что на 1 ЕР/ч. в современных моторах в среднем расходуется около 0,22-0,25 кг горючего (бензина, бензола) и около 0,02 кг масла. Продолжительность полета подсчитывают по емкости баков на самолетах и по времени эксплоатации самолета. Исходя из этого расчета, количества бензина и масла принимают для центральных баз в размере 3-месячного (ок. 6 000-8 ООО гл бензина и 600-800 гл масла), для опорных баз- месячного и для питательных пунктов - двухнедельн. запасов; 5) станционные службы и помещения для личного состава располагаются в отдельных и общих зданиях. Специальные аэровокзалы устраиваются только в больших воздушных портах; при них имеются залы ожидания, багажные и билетные кассы, таможенное отделение, телеграф, служебные помещения, буфет, почта. Технические помещения, здание комендатуры А., где сосредоточивается администрация А., и помещения для специальных слуиб - аэронавигации, метеорологии, радио-сооружаются в наиболее удобном для постоянного наблюдения за А. месте. Кроме названных помещений, для служебного персонала д. б. устроены убежища на случай бомбардировки и газовой атаки А. (см. Газоубежища). Тип убежищ и их конструкция зависят от характера газа, значения и величиргы А.; 6) водо- и маслогрейки применяются в холодных районах для подогревания масла для моторов и воды для радиаторов самолетов; обычно они располагаются возле аэростанций или мастерских; 7) компасные площадки, служащие для выверки компасов до установки на самолете, устраивают на возмонхно большом расстоянии (не менее 100 м) от всех соорукений, имеющих металлические части, влияющие на магнитную стрелку; 8) световые колодцы на А, служат для помещения ламп, указывающих границы А., направление ветра и место посадки. Колодцы, закрытые сверху на уровне земли толстым стеклом, делают из бетона, кирпича или дерева и освещают ацетиленовыми или электрич. лампами. Размеры колодцев должны соответствовать системе освещения; обычно их делают диаметром и глубиною не менее 1 м. Устройство световых колодцев целесообразно только в малоснежных районах и на постоянных А. с ночными полетами. Кроме световых колодцев устраивают сигнализационные световые маяки с неподвижными и вращающимися огнями (см. Аэромаяк). А. I и II класса должны иметь всевозможные средства связи-телефон, телеграф, радиостанцию, автотранспорт, шоссе, подземные дороги, трамваи, подъездные пути для разгрузки и нагрузки, с возможно широким применением вообще всех средств сообщения для обеспечения регулярной работы А. и немедленной подачи первой помощи при авариях и вынужденных спусках воздушных судов.

Лит.: Вегенер А. Н., Аэродромы, Труды ЦАГИ , вып.Э.М., 1924; Хрипин В., Андреев Е., Тулупов П., Аэродром сухопутной и морской авиации, М., 1925; Воздушный справочник , т. 4, Москва, 1927; Сборник законов и распоряжений по гражданской авиации, М., 1924; Лебедев Н.,

Создание одного аэродрома, ВВФ , 1, М., 1924; Le гб1е de IEtat dans les transports aeriens, ЬАёго-nautique , 80, p. 35, P., 1926; Duval A. В., Le probleme de Iaerodrome d6gag6 an maximum, LAeronautique , 69, Paris, 1925; Thomas M., Lamenagement et Ientretien des terrains daviation, LAeronauti(iue ,?J, 72, 73, 74, P., 1925.

АЭРОЛАКИ, авиационные лаки специального назначения, применяемые для покрытия и наводки несущих поверхностей аэропланов и оболочек дирижаблей наружных и внутренних. Аэролаки придают тканям такую упругость, гладкость и газонепроницаемость, каких до сих пор не удалось получить другими средствами. От тканей, покрытых аэролаками,требуется сложное сочетание трудно соединимых качеств, и притом каждое качество - высокой степени. Именно: гибкость, упругость, прочность на разрыв, прочность на излом при многократном перегибании складки, воздухо- и вообще газонепроницаемость, негигроскопичность и водоупорность, стойкость против атмосферных воздействий, бензино- и маслостой-кость, нечувствительность к колебаниям t°, стойкость против действия света, невоспламеняемость и способность при высыхании А. оставаться натянутой. Кроме того, сюда присоединяются требования чисто военные, маскировочного характера и другие, в силу которых А, должны быть того или лного цвета или вполне прозрачны, и требования экономические, к-рым иногда трудно удовлетворить в виду сложности производства потребных хим. материалов. Наконец, необходимость покрытия А. больших поверхностей и связанное с этим развитие большого количества паров растворителей ведут к серьезным требованиям в отношении А. и со стороны охраны труда. В настоящее время совокупность требований, предъявляемых к А., в значительной мере удовлетворяется применением сложных эфи-ров (эстеров) целлюлозы.

Начальный толчок эта отрасль промышленности получила в 1882 г. Первые шаги были сделаны в Америке, затем в Англии и в Германии и, наконец, во Франции. Широкое развитие аэролаковой промышленности относится лишь к последнему 15-летию и было существенно связано с условиями и потребностями военного времени. Возможность производства А. в СССР всецело определяется состоянием общей хим. промышленности. До 1918-20 гг. на аэро-планостроительных з-дах применялись А. только заграничного производства. В 1921 г. были организованы первые опыты производства А. на одном из заводов ГУ ВН. Опыты дали вполне удовлетворительные результаты, и в настоящее время все аэро-планостроительные з-ды СССР и части воз-душЕЮГо флота снабжаются А. только собственного производства. А. различны по своему назначению и по составу. Однако во всех случаях состав их м. б. подведен под общую схему, устанавливающую функцию отдельных составных частей. Функциональными компонентами А. служат: 1) лаков о е тел о -твердое вещество, представляющее сложный эфир (эстер) целлЕОлозы; 2) растворитель лакового тела - летучая жидкость, способная вызвать набухание лакового тела и перевести его



в коллоидный раствор (соль); нек-рые жидкости сами по себе обладают растворяющей способностью - это растворители в собственном смысле слова; но часто случается, что жидкость, не обладающая растворяющею способностью, будучи смешана с ндад-костью, которой такая способность присуща в весьма слабой степени, дает сильный растворитель, особенно при молярных отношениях смешиваемых жидкостей; действительность таких смесей, двойных или тройных, объясняется возникновением в них нестойких хим. соединений; 3) п р о-тивотускнитель - малолетучая жидкость, задерживающая выпадение лакового тела из не вполне просохшего лака; это выпадение происходит от осаждения атмосферной влаги на отлакированную поверхность вследствие быстрого испарения растворителя и происходящего отсюда охлаждения; 4) мягчитель лакового тела - нелетучее или малолетучее вещество (б. ч. жидкость), уничтожающее присущую эфирам целлюлозы хрупкость и сообщающее им любую степень мягкости и пластичности, включительно до каучукообразной консистенции; мягчитель м. б. лишен растворяющей способности в отношении лакового тела; 5) р а з-жижитель - б. илим. летучая жидкость, непременно дешевая, неспособная растворять лаковое тело, но понижающая вязкость имеющегося раствора и тем содействующая удешев.пению лака и возможности наносить тонкие лаковые пленки, а в некоторых случаях обеспечивающая огнебезопас-ность при пользовании лаком; 6) о г н е-гаситель - жидкое или низкоплавкое вещество, неспособное растворять лаковое тело и имеющее функцией гасить возникающее пламя; механизм этого гашения еще не изучен достаточно, но предположительно его толкуют как заливание пламени, расплавившимся от местного нагрева огне-гасителем; 7) наполнитель - порошкообразное минеральное вещество, дающее лаку консистентность, когда он применяется для грунтовки; 8) краситель - самые разнообразные красочные пигменты, дающие лаковой пленке желаемый цвет, а также желаемую фактуру поверхности; их функция, кроме того, - предохранять лаковое тело от разрушающего действия света. Участие лакового тела, растворителя и мягчителя во всяком А. безусловно необходимо; участие разжижителя желательно, а огне гасителя - весьма важно; необходимость противотускните-ля м. б. устранена, если сушка залакированных поверхностей производится в достаточно теплом и достаточно сухом помещении; наконец, наполнитель и краситель входят или не входят в состав А.-в зависимости от частного случая его назначения. Кроме того, некоторые составные части в А. могут отсутствовать лишь кажущимся образом, так как иногда одно вещество несет несколько функций одновременно. Так, функции сме-

шанного растворителя, противотускнителя, мягчителя и огнегасителя не всегда отчетливо распределяются по отдельным веществам. В виду этого, при перечислении различных предлагавшихся для аэролаков веществ по вышеперечисленным функциям эти вещества делят на три группы: а) летучие растворители в собственном смысле слова, б) смешанные летучие растворители и в) тяжелые желатинирующие растворители. Лаковым телом А. до войны были почти исключительно смешанные эфи-ры целлюлозы с азотной кислотой - разные виды нитроцеллюлозы. Выгодные стороны этой последней - сравнительная дешевизна, растворимость в очень многих растворителях, общая хим. стойкость, твердость, прочность на разрыв и вместе с тем упругость, сопротивляемость многократному изгибанию складкой. Отрицательные стороны- чрезвычайная воспламеняемость и горение с выделением вредных для здоровья газов, создающие угрозу летательной машине как со стороны разного рода несчастных случайностей, так и от огненных атак противника, а кроме того, большая вязкость растворов нитроцеллюлозы и неприятный запах пленки. Именно из-за огнеопасности нитроцеллюлозы, гл. обр. в виду потребностей авиации, ацетатцеллюлозная промышленность получила перевес над иитроцеллюлозной; продукция последней в авиации если и употребляется, то лишь для первых двух покрытий на полотна, прикрываемые затем ацетатцеллюлозами. Главное преимущество ацетатцеллюлозы - возможность делать ее невоспламеняемой, затем - малая вязкость ее растворов. Однако ацетатцеллюлоза уступает нитроцеллюлозе в механических свойствах, дешевизне, химич. стойкости и в богатом выборе растворителей. Механические характеристики ацетатцеллюлозных пленок повышаются со степенью ацетилирования, тогда как растворимость их соответственно понижается; но, кроме того, все свойства пленок зависят также от степени полимеризации молекул. Пригодность определенного растворителя в каждом отдельном случае определяется таким образом, природой данного лакового тела (табл. 1).

Табл. 1. - Отдельные виды ацетатцеллюлозы иихсвойства.

ацетатцеллюлозы

{СН,СОО),.С..Н 0. (СН,СО-0) С,4Н 0,

(CH,CO-0)ioC H,oO,.

(СНзС0 0).С,4Н,1О (СН5С0 0)вС..Н 0

(СН,СОО).Сг.Н 0,. (CH,CO-0)i,C H 0

Содерж. уксусной к-ты в %

62,5 59,4

56,2

52.6 t

48.7 \

29,4 t 14,7 I

Растворимость

Нерастворим в хлороформе, тетрахлорэтане, ацетоне

Растворимы в хлороформе, тетрахлорэтане, метил-формиате

Нерастворимы в ацетоне, метилацетате, уксусном эфире

Растворимы в хлороформе, тетрахлорэтане, метил-формиате, ацетоне

Нерастворимы в горячем разведенном алкоголе, но желатинируется

В качестве растворителей при производстве А. применяются: ацетон, мети л ацетат, ме-тилэтиленкетон, иногда в смеси со спиртом.



1 2 ( 3 ) 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148