Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 ( 137 ) 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

бумаги с сенсибилизацией и эмульсионные бумаги. Первые в готовом виде не выносят хранения, и поэтому хлористое серебро на них получается в процессе сенсибилизации незадолго перед печатанием. Вгорью бумаги покрыты э.мульсией с готовым хлористым серебром и хорошо переносят хранение.

А. Вумаги с сенсибилизацией.

1. Соленая бумага приготовляется пропитыванием проклеенной бумаги 2%-ным раствором поваренной соли. После сушки она поступает в продажу. В таком виде она несветочувствительна и ее можно хранить бесконечно долго. Перед употреблением ее сенсибилизируют (очувствляют), давая ей плавать 2-3 мин. на 10%-ном растворе азотнокислого серебра AgNOg, иногда с прибавлением лимонной к-ты (что увеличивает ее стойкость), затем сушат в темноте, экспонируют, вирируют (см. ниже), фиксируют и сушат. Т. к. в этих бумагах светочувствительное вещество (AgCl) пропитывает волокна самой бумаги, - изображение, как говорят, погружается в бумагу и значительно теряет в силе. В настоящее время соленая бумага почти вышла из употребления.

Чтобы помешать погружению изображения в волокна бумаги, стали пропитывать В. ф. коллоидом или наносить на них такой слой коллоида, в к-ром при сенсибилизации получается хлористое серебро. Смотря по роду коллоида различают бумаги:

2. Смоляную, пропитанную раствором канифоли и хлористого аммония в горячей воде.

3. Альбуминную, покрьггую слоем альбумина из яичного белка, содержащим какой-нибудь хлорид.

4. А р р о р у т н у ю, покрытую слоем клейстера из аррорутного крахмала (см. Аррорут) с примесью хлорида, и мн. др.

Все эти бумаги сенсибилизируют, давая им плавать (слоем вниз) на 10%-ном растворе AgNOg. Эта операция и последующая сушка в темноте представляют собою значительное неудобство, поэтому бумаги эти почти совершенно вытеснены из употребления более удобными бумагами следующей группы.

Б. Эмульсионные бумаги.

Вумаги эти покрыты слоем эмульсии хлористого серебра в каком-нибудь коллоиде. В зависимости от состава последнего они разделяются на целлоидиновые (хлоросеребряноколлодионные), а р и с т о-тинные (хлоросеребряножелатинные), протальбинные (AgCl в растительном белке) и др.

1. Целлоидиновые бумаги изготовляются обливанием баритовая-н о й бумаги (см. нилсе) эмульсией хлористого серебра в коллодии. Рецепт изготовления целлоидиновой эмульсии по Валента (Е. Valenta): А-750 см 3%-ного коллодия; В-18 г лимонной кислоты в виде порошка растворяют в 30 см спирта; сюда прибавляют раствор 0,7 г безводного хлористого кальция в 5 см смеси (1:1) глицерина и спирта; С-к

2,5-3 г азотнокислого серебра в порошке прибавляют аммиак, пока получившийся осадок не перейдет снова в раствор; затем прибавляют 20 см спирта; В-15 г азотнокислого серебра растворяют в нескольких см теплой воды и прибавляют 70 см спир-, та; Е-120 см эфира. Раствор В приливают к А; С приливают к ним малыми порциями при помешивании (в темной комнате), затем таким же образом прибавляют теплые растворы В и Е. Так как при долгом хранении целлоидиновый слой высыхает и покрывается роговидной коркой, в слой вводят некоторое количество глицерина, который вследствие своей гигроскопичности предохраняет слой от высыхания. Целлоидиновые бумаги обладают довольно нежным. слоем и склонны к сворачиванию, особенно в холодных ваннах. Эмульсия содержит всегда некоторый избьггок AgNOs, повышающий светочувствительность, но вызывающий при долгом печатании бронзовый оттенок в тенях. Отпечатки на целлоидиновой бумаге обладают малой контрастностью; поэтому для печатания вялых негативов пользуются бумагой Рембрандт (изготовляемой фабрикой Herdliczka в Вене), содержащей в хлоросеребряноколлодионной эмульсии хромовые соли, повышающие контрастность. Такое же действие оказывают соли ванадия (Шеринг).

2. Аристотипные бумаги изготовляются из баритованной бумаги, покрытой слоем эмульсии хлористого и лимоннокислого серебра (с избытком AgNOg) в желатине. Рецепт изготовления аристотипной эмульсии по Валента: А-32 г азотнокислого серебра и 8 г лимонной кислоты растворяются в 160 см* горячей воды; В-96 г желатины, 2,8 г хлористого аммония и 700 см воды; С-2,8 г винной кислоты, 1,4 3 двууглекислого натрия, 1,8 г квасцов и 140 cjvfi воды. Желатину размачивают в указанном количестве воды, затем плавят. Растворы В п С смешивают при 50°, затем при желтом свете прибавляют по частям, нри помешивании, раствор А. Полученную эмульсию нагревают нек-рое время при 40-50°, фильтруют через стеклянную вату и покрывают ею бумагу. У аристотипной бумаги слой прочнее, чем у целлоидиновой бумаги, и м. б. еще укреплен раствором квасцов или формалина. Она обладает меньшим блеском, чем целлоидиновая бумага. Контрастность и чувствительность - выше, чем у целлоидиновой бумаги. Сюда относятся прекрасные бумаги: солио - фирмы Кодак, мимоза и мн. др.

3. Протальбинные бумаги фабрики Жоллеса и Лилиенфельда (Jolles und Lilienfeld) в Вене покрыты эмульсией AgCl в растительном белке (из маиса, пшеницы и пр.). Они обладают несколько меньш. чувствительностью, чем аристотип. бумаги.

На всех бумагах с видимым печатанием (дневных) получается видимое изображение из мелкораздробленного серебра. После фиксирования изображение получает некрасивый грязно-желтый оттенок и со временем выцветает. Поэтому серебро заменяют золотом, которое дает более красивый тон и стойкое изображение.



Это производят либо в отдельной виражной ванне (см. Вираою), либо одновременно фиксированием в вираж-фиксаже. В последние годы большое распространение получили самовирирующиеся (самоокрашивающиеся) бумаги, в которых соли золота введены в светочувствительный слой. Их достаточно фиксировать в растворе гипосульфита после предварите льн. размачивания и промывания в чистой воде или в растворе NaCl.

III. Промежуточная группа бумаг.

. Промежуточную группу бумаг - со слабым видимым изображением, получающим полную силу при дальнейшей обработке,- составляют бумаги со светочувствительными солями лселеза и хромированной желатиной или гуммиарабиком (хроматные бумаги).

А. Вумаги с солями железа.

1. Цианотипная бумаг а,-наиболее распространенная для техническ. светокопирования планов, чертежей и рисунков, начерченных на прозрачной бумаге (кальке), - покрывается раствором 12,5 г зеленой двойной лимоннокислой соли аммония и закиси железа в 30 слг воды и 4,5 г железосинеродистого калия в 30 см воды. В неосвещенных местах K3Fe(CN)e дает с солью закиси железа берлинскую лазурь; в освещенных местах соль закиси переходит в соль окиси, дающую с K3Fe(CN)e растворимое соединение, к-рое при проявлении отмывается водой. Поэтому освещенные места получаются белыми на синем фоне. Существует несколько видоизменений цианотипии, дающих, например, синее, черное или коричневое изображение на белом фоне. Все они основаны на переходе под действием света закисных соединений железа в окисные или наоборот.

2. Аргентотипная, или к а л-литипная, бумага покрыта слоем лимоннокислой или щавелевокислой окиси железа; под действием света они восстано-вляются в закисные соли. Проявление производится раствором AgNOg, из к-рого закисные соли Fe в свою очередь восстано-вляют черное металлическое серебро.

3. Платинотипная бумага, выходящая из употребления вследствие дороговизны солей платины, дает очень прочные и замечательно красивые отпечатки. Как и в аргентотипии, восстановленные светом соли окиси железа восстановляют черный металл (Pt) из платиновых солей. Этот способ существует в двух модификациях: с проявлением (щавелевокислым калием К2С2О4) и без проявления; в последнем случае К2С2О4 введен в светочувствительный слой.

В. Хроматные бумаги.

Эти бумаги применяются гл. обр. для художественной фотографии. Все способы печатания на хроматпой бумаге основаны на том, что слой желатины или гуммиарабика, пропитанный хромовыми солями, становится на свету нерастворимым в теплой воде.

1. Пигментная бумага покрыта слоем желатины, смешанной с какой-нибудь нерастворимой краской. Так как

раньше для этой цели применялась гл. обр. сажа, бумага эта называется также угольной. Перед употреблением она сенсибилизируется 1 -5%-ным раствором двухромовокислого калия К2СГ2О7. Хромированный слой непригоден для длительного хранения. После печатания под негативом, с применением фотометра, так как изображение очень бледное и не поддается контролю, проявляют теплой водой (40°), к-рая растворяет неосвещенные части (света) и оставляет на бумаге места, подвергшиеся освещению (тени). Т. к. в полутонах становится нерастворимой лишь наружная часть слоя, прилегавшая к негативу, а прилегающая к бумаге часть слоя растворяется, - полутона при проявлении часто обрываются. Во избежание этого пигментный отпечаток обыкновенно переносят на другую бумагу, покрытую липким слоем (хромированной желатиной). Чтобы избелсать получающегося при переносе обращения изображения, иногда прибегают к вторичному (двойному) переносу. Вез переноса можно работать на бумаге А р т и г а (Arti-gue) с очень тонким слоем, проявляемой кашицей из теплой воды и древесных опилок, что придает поверхности отпечатка красивое зерно.

2. Г у м м и а р а б и к о в а я бумага покрыта слоем хромированного гуммиарабика, смешанного с краской и теряющего на свету растворимость в холодной воде.

3. Озобромная пигментная бумага в мокром виде прижимается к отпечатку на обыкновенной бромистой бумаге. Ее желатиновый слой, предварительно обработанный озобромным раствором K3Fe(CN)e + K2Cr207-J-KBr, становится нерастворимым при соприкосновении с серебром обычного отпечатка и при проявлении горячей водой (с переносом) дает пигментный позитив.

4. Бумага для масляного способа печатания покрывается желатиной и сенсибилизируется 1 частью 6%-ного раствора двухромовокислого аммония (NH4)2Cr207 и 2 частями спирта, вследствие чего становится способной только в освещенных местах воспринимать масляную краску, наносимую специальной кистью.

5. При бром-масляном способе печатания (бромойль) масляная краска наносится на предварительно выбеленный отпечаток на специальной бромистой бумаге с очень мягким слоем.

Два последние способа особенно пригодны для получения художественных эффектов, так как нек-рые места отпечатка м. б. совершенно не тронуты кистью, а другие, наоборот, густо закрашены,

IV. Техника изготовления Б. ф.

Техника изготовления Б. ф. сводится прежде всего к баритовке бумаги, т. е. к покрытию ее слоем сернокислого бария, смешанного с хорошей фотографич. нселатиной и нек-рым количеством глицерина. Баритовый слой отделяет светочувствительный слой от бумаги и предохраняет его от восстановления и других хим. воздействий. Баритовка производится специальной



машиной; покрытый войлоком барабан захватывает теплую баритовую смесь из корыта, передает ее на другой вал, а этот смазывает бумагу, сматываемую с отдельного барабана. Слой распределяется по бумаге равномерно 4-7 щетками, движущимися по двум направлениям. Выйдя из этой машины, бумага автоматически подвешивается крупными петлями для просушки. В зависимости от характера получаемой бумаги баритовка производится от 1 до 4 раз последовательно. Смотря по характеру бумаги и по толщине баритово-желати-иового слоя получаются В. ф. с различной поверхностью: глянцевые (блестящие), матовые, шероховатые и т. д. Нанесение на баритовая ную бумагу эмульсии производится на особых машинах для поливки или для покрывания (фиг. 1). Для целлоидинной эмульсии требуется особая, закрытая кон-




Фиг. 1. Схема установки для noii светочувствительной эму

струкция, так как эта эмульсия на воздухе быстро теряет эфир и покрывается роговидной коркой. В принципе же машины для нанесения эмульсии ма.ло от.личаются друг от друга.

Вумага, сматываемая с барабана Б Б рядом валов, регулирующих скорость (РВ, 2В), соприкасаетСаЧ с валом, частично погруженным в расплавленную эмульсию и смазывающим бумагу при встречном вращении. После смазки эмульсией бумага поднимается вертикально вверх; здесь эму.льсия

застыванию искусственньш ох.лаждением. Очень быстрое застьтанне вредно, так как оно может вызвать появ.ление пятен. Далее бумага перекинута через барабан ОБ и движется горизонтально посредством особого пневматического насоса ТВ. Для окончательной просушки В. ф., как и после бари-товки, автоматически развешивается крупными петлями в помещении, через которое просасывается освобожденный от пыли и подогретый до 25-30° воздух (фиг. 2).

Лит.: Э н г л и ш Е., Основы фотографии, ГИЗ, М., 1927. в посчеднее время изд-во Советское фото выпустило ряд брошюр, посвященных отдельным методам фотографическ. печатания, главн. обр. художественного. Eder J. М., Ausfiibrliclies Handbuch d. Photograph!e, B. 3, Halle, 1902-10, A. Рабинович.

БУМАГОДЕЛАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ, с a-

мочерпки, представляют собою самую существенную часть оборудования бумажной фабрики. Волокнистый материал, из которого изготовляется бумага, измельченный на соответствующих машинах (ролы, бегуны и т. д.), проклеенный, закрашенный и сильно разбавленный водой, поступает на Б, м где свойлачивается в лист бумаги. Б. м. заменила собой ручные формы, к-рыми рабочие зачерпывали бумалг-нуто массу и превраща.ли ее в отдельные листы. Ручная вычерпка бумаги производилась медленно, требовала большого чис-.ла рабочих, и то.лько с изобретением Б. м. производство бумаги приняло характер массового производства,

Б, м. изобретена в 1799 г. во Франции Луи Робером. Первая модель состояла из бесконечной сетки А (фиг. 1), которая двигалась по двум валикам В я С. Валик В устанавливался неподвижно, а валик С мог передвигаться для правильного регулирования натяжения сетки. Бумажная масса, находящаяся в ящике В, колесом Е захва-

рывання Б. ф. льспеп.


Фпг. 2. Установ1;а для окончательно;! просушкп Б. ф.

застывает, Коллодионные эмульсии застывают очень быстро, и для них вертикальный подъем невелик; медленнее всего застывает желатинный слой аристотипных бумаг; эту бумагу застав.ляют двигаться вверх иногда на высоту песко.лььих эталгей, помогая

тывалась и направ.ля.лась на щит F, к-рый распределял ее равномерной струей по поверхности сетки. По мере медленного продвижения сетки вода стекала через нее, при чем небольшие отжимные валики за-канчива.ли предварительный отжим воды.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 ( 137 ) 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148