Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 ( 123 ) 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

уд. вес 2,890. Б. мало растворим в воде, хорошо-в алкоголе. По фармокопее содержит 4% спирта; имеет t°Kun. 149-150° и Ds 2,829-2,833. Применяется против кашля.

Б РО МСТИ РОЛ, душистое вещество с сильным запахом гиацинтов - г и а ц и н-тин. При обычной t°-жидкость с Гкип. 219-221°, с уд. в. 1,4289;

СНгСНВг

CH-CHBr-CO-NH-CO-NH,

ч получается разложением диором-

коричной к-ты водой или щелочами. В парфюмерно-мыловарен-ном производстве находит применение только а)-бромстирол приведенного строения; изомерный -бромстирол CeHjCBr- CHj не применяется в парфюмерии.

Б РОМ У РАЛ, уреид а-бромизовалериановой СНз\ кислоты тт /

представляет собою одно из самых распространенных снотворных средств. Он получается сплавлением мочевины с броман гидридом а-бромизовалериановой к-ты, а этот последний-при действии брома в присутствии фосфора на изовалериановую к-ту. Метод его производства разработан на учебно-показательном фармацевтическом заводе II Московского гос. ун-та. Постановка производства Б. в размере всесоюзной потребности (ок. 500 кг) предполагается на Киевском фармацевтическом з-де Укрмедторга.

БРОНЕВОЙ АВТОМОБИЛЬ, автомобиль, забронированный стальными щитами и вооруженный пулеметами или орудиями. Первый Б. а.,имевший автомобильный двигатель и планировку броневого корпуса, сохранившуюся в основных чертах у современных однобашенных броневых машин, построенный австрийской фирмой Даймлер в 1904-05 гг. на шасси с-4 ведущими колесами, с 4-цилиндровым мотором в 30 IP, броней толщ. 3-3,5 мм, весил 2 т при скорости в 24 км/ч. В последнее время применялись гл. обр. 1%-2-тонные грузовые шасси, имевшие под броней полный вес 3,5-4,5 т при однобашенном и ок. 5 m при двубашенном бронировании, с толщиною

лератора, а иногда и приводом к центральному или заднему тормозу. Для увеличения проходимости выбираются преимущественно шасси с двойными задними колесами, передние лее снабжаются дополнительными ободами для уменьшения врезания в мягкую почву. В нек-рых конструкциях с той же целью задние колеса заменены гусеничным движителем с резиновой лентой. Для увеличения сцепного веса, а с ним и проходимости Б. а. с успехом применяли шасси с 4 ведущими колесами. Для предотвращения остановки вследствие прокола или прострела покрьппки колеса монтируются гру-золентами, сплошными или облегченного типа, или покрышками с нагнетенной в


Фиг. 1.

них специальной эластичной массой. Мотор (иногда с усиленным радиатором) оборудуется двойным зажиганием и снабжается самопуском (стартером) электрическим или пневматическим. Необходимость ограничения грузоподъемности шасси в отношении веса брони приводит к использованию для броневого корпуса только лучшей щитовой брони толщиной 7-8 мм, не пробиваемой остроконечной пулей со свинцовым сердечником. Поверхности, близкие к горизонтальным, выполняются из брони ок. 4 мм толщ. Броневые листы связываются в кузов угольниками, накладками, косынками сортового железа и пр., составляющими остов броневого корпуса, т. н. броневой каркас. Броневой корпус крепится на раме стремянками или


Фиг. 2.

основной брони 6-7 мм. Рессоры их часто усиливались. Для движения задним ходом устанавливается задний руль с приводным валиком или тросом к передней рулевой колонке. Задний пост управления оборудуется кроме того педалями конуса и аксе-

иа кронштейнах; ему придают минимальные размеры, допустимые по удобству обслуживания машины и вооружения. Он состоит (фиг. 1): из будки мотора 1, будки шофера 2, боевого отделения с одной или двумя башнями 3, которые несут пулеметное



вооружение или 37-JHJw пушку, или и то и другое вместе. За боевым отделением помещается задний пост управления 4 для шофера заднего руля. Несмотря на ряд вышеуказанных конструктивных дополнений, использование грузовых шасси представляет следующие неудобства: 1) сохранение под броней такого же распределения нагрузок по раме, как под грузовой платформой, и усиление рамы Б. а против перекашивания лонжеронов ее (при качке броневого корпуса) весьма затруднительно; 2) система охлаждения, не рассчитанная на длительное движение задним ходом, обычно является недостаточной: вода закипает после 15-20 мин. такого движения; 3) скорость заднего хода низка (10-12 км/ч); 4) применение брони против бронебойной пули, а также увеличение внутренних размеров броневого корпуса, для большинства машин невозможно из опасений перегрузки шасси и потери проходимости и устойчивости машины. Это побудило некоторые армии перейти на изготовление специального шасси.

Такое шасси с грузоподъемностью до 7 m и собственным весом до 4,5 т снабжается прочной рамой (фиг. 2), жесткость которой увеличена поперечинами усиленного профиля. На концах рамы укрепляется таран 1 для сбрасывания препятствий с пути движения Б. а. и крепятся сильные буксирные крючки для эвакуации машины с поля боя при аварии. Мотор 2 - мощностью 80-100 ff (для более легких 50 ff) с декомпрессором для пуска в ход и электростартером 3, приспособлением для заливки горючего при пуске во всасывающую трубу или в краники с места шофера переднего руля, с радиатором большой поверхности охлаждения, а иногда и с дополнительным бачком, включенным в циркуляцию по принципу термосифона, с мощным вентилятором за радиатором или эксгаустером перед ним. Фирма Бюссинг построила в 1915 г. Б. а.

Основные данные бр

С двумя моторами по концам машины, но подобная конструкция не привилась. Коробка передач 4 - многоступенчатая как для переднего, так и для заднего хода, или же снабженная реверсом, дающим возможность итти задним ходом с теми же скоростями, что и передним. Применяется также т. п. ну.тевая скорость (Berghebel), ниже первой, для прохождения исключительно тяжелых участков пути. Все четыре колеса-ведущие, задние - двойные 5. Полные посты управления как передний, так и задний, с педалями сцепления 6, центральным тормозом 7, акселератором 8, а также рычагами переключения скоростей 9 и заднего тормоза 10. Электрооборудование: динамо, аккумулятор (12 V, 100 Ah), стартер, две передних и одна задняя фары по 25 W, прожекторы в башнях по 35 W, боковые фонари, контрольные и сигнальные


Фиг. 3.

лампы по 10 W. Размфы и грузоподъемность подобных шасси позволяют увеличить размеры броневого корпуса (фиг. 3) и кроме 2 пулеметных башен расположить между ними третью-командирскую, разместив пулеметные амбразуры также на бортах, лобовых и кормовых стенках корпуса. Толщина вертикальной брони таких Б. а. может

оневых автомобилей.

Наименование машины

Тин шасси и грузоподъемность в т

!>

(d РЭ

и* к

Размеры машины

S К А и

2 Я S и ч 3

<и са

Ю р5

3 3 к к я

§1

Мотор

о X о

Й р.

tr в

>

а о о о

<

S о К

§

Страна, производившая брон. автомобили

et н

о о 3

я а Р. н

§

Эргард2Х г. . .

Специальн.

4>)

6 500

2 410

3 450

1 300

Германия

РА зав. Шко-

да ......

6 055

2 150

2 810

1 500

Чехо-Сло-

вакия

Нирлесс . . .

Грузов., 3 т

6 100

2 135

2 700

6,85

1 ООО

Англия

Кросслей . . .

Грузов., 2 т,

5 030

1 880

2 590

5,26

по особому

заказу

Уайт.....

Грузов., 2 т

2>)

5 600

2 ООО

2 ООО

1 200

37-мм

Франция

пушка

Лянчия ....

Грузов.,IVa w

4 920

1570

2 680

1 200

-

Италия

Рольс-Ройс . .

Легковое

5 050

1 920

2 310

12,5=)

7,35

1 200

Англия

6-местное

6,25)

Ситроен ....

Легковое

3 400

1 400

2 300

1,45

1 600

Франция

4-местное

) Задние двойные. *) Над рамой 12 мм, под рамой 7 мм. ) Имеется вариант с 1 пулеметом и 1 мелкокалиберн. пушкой *) Из них 1 запасный. ) Передняя стенка. ) Борта. ) Вместо задних колес гусеничный движитель. ) Или 37-.ил1 пушка.



быть увеличена до 12 мм с целью укрытия от бронебойной пули со стальным сердечником, а толщина верхней горизонтальной- до 6 мм. При полном запасе горючего боль-щинство Б. а. в состоянии пройти по щоссе 300-350 км. Основные данные-см. в табл.

Назначение Б. а.- огневое содействие другим родам войск, в особенности пехоте и кавалерии. Широкое применение Б. а. могут иметь в условиях гражданской войны, так как они незаменимы в уличном кратковременном бою.

Лит.: Schmitt G., Waffentechnisches Unter-ricMsbuch f. d. Polizeibeamten, B. 2, Strassenpanzer-wagen, Berlin, 1925. П. Озеров.

БРОНЕНОСЕЦ, см. Военные суда.

БРОНЗА, сплав меди с оловом при преобладании меди. Б. легко плавится и хорощо заполняет формы. Часто для удешевления или придания специальных свойств к Б. прибавляют марганец, цинк, железо, свинец, фосфор, алюминий и др. металлы. По мере прибавления к меди олова она меняет свой цвет и становится тверже, прочнее, но зато менее эластичной и даже хрупкой. Наибольшее сопротивление разрыву получается при 17% Sn, наибольшая твердость - при 38%. Закалка Б. с 10-12% Sn делает ее более мягкой. Б. легко ликвирует, образуя места богат, оловом, так наз. оловянные пятна . Различают несколько сортов Б. 1) Орудий н а я Б., содержащая 9-11% Sn- достаточно прочный сплав, чтобы выдержать напряжение от выстрелов. Для увеличения твердости, чтобы не сминалась нарезка внутри канала орудия, ствол подвергают растягиванию изнутри в холодном состоянии по способу Ухациуса. 2) Колокольная Б,-содержит 20--23% Sn; она более тверда и хрупка, но зато дает хороший ук. Посторонние примеси, напр. серебро, бесполезны. Японские тамтамы выковываются из колокольной Б. в узких пределах темп-ры, около начинающегося темнокрасн. нагрева,- когда она пластична. 3) Зеркальная Б. идет на приготовление оптич. зеркал; она белого цвета, очень тверда, но и хрупка; содержит 33,33% олова. 4) Художественная Б., состав которой, смотря по назначению, сильно колеблется, идет на отливку статуй и предметов украшения. Чистая бронза покрывается на воздухе красивым зеленым налетом (патина). Если ради удешевления в бронзу прибавлено много цинка, то налет получается более серьш и рыхлым. В китайских и японских Б. содержится много свинца. 5) Машинная Б. обыкновенно содержит, кроме олова, цинк, при чем содержание олова до 18%, цинка до 8,5% и свинца до 4,5 %, в нек-рых сплавах до 15 %; количество меди-от 77 до 88 %. Машинная Б. представляет очень хороший материал для многих машинных частей (напр. клапаны, краны, подшипники, золотники паровых машин, поршневые кольца, вкладыши и пр.). По опытам Дудлея наилучшим (в смысле слабого изнашивания) для подшипников оказался сплав Пенсильванской ж.-д. компании, содержащий значит, количество свинца; его состав: меди 77%, олова 8% и свинца 15%. В виду понижения механич. качеств Б. при

т. 9. т. II.

нагреве выше 250°, она не пригодна для изделий, подвергающихся во время работы сильному нагреву. 6) Фосфористая Б.-это обыкновенная Б., очищенная во время плавки фосфором, вводимым в чистом виде, а лучше в виде фосфористой меди или фосфористого олова; фосфористая Б. содержит фосфора обычно ок. 0,3%, но лучше не повышать его содержания свыше 0,1%, т. к, избыток фосфора сообщает сплаву хрупкость. Присадка фосфора к Б. увеличивает ее текучесть, твердость, крепость и сопротивление химич. действиям. Фосфористая Б. идет на машинное литье, а также на приготовление проволоки для изготовления рудничных канатов. 7) Марганцевая Б. содержит обыкновенно до 4,5% марганца, к-рый вводится в Б. в качестве раскислителя вместо фосфора или же заменяет собою олово; марганец сообщает сплаву Б. твердость и крепость. Марганцевая бронза особенно пригодна для изготовления труб и клапанов для перегретого пара, т. к. нагрев до 300° почти не отра-лоается на ее механич. свойствах. 8) Алюминиевая Б.-сплав меди с 5-10% А1. Цвет красивый золотисто-желтый. Алюминиевая Б. обладает большой твердостью и прочностью и хорошо сопротивляется действию многих химич. влияний, в пределах красного каления 10%-ная алюминиевая В. настолько пластична, что из нее можно выковывать самые тонкие вещи. В холодном виде алюминиевая Б. вальцуется при содерлсании до 5% алюминия, но усадка алюминиевой бронзы больше, чем обыкновенной. Алюминиевая Б. нашла себе применение в судостроении и в химич. промышленности. Из 10% сплава приготовляются цельнотянутые трубы по способу Маннесмана. 9) Кремнистая В., вернее кремнистая медь, находит применение в виде телеграфной и телефонной проволоки, т. к. гораздо прочнее простой меди, электропроводность же, в случае небольшого количества Sn и Si, страдает мало. Обыкновенная медная проволока дает прочность в 28 кг/мм, электропроводность 100; проволока же с 0,03% Sn и 0,02% Si-прочность в 45 кг/мм, а электропроводность 98. Добавление Sn, Zn и Si в сумме до 2% повысило бы сопротивление до 85 кг/мм, но зато электропроводность понизилась бы до 40.

Лит.: Евангулов М. Г., Сплавы, Ленинград, 1924; L е d е b U г А., Die Leglerungen, 6 АпП., Berlin, 1924. М. Евангулов.

БРОНЗИРОВАЛЬНЫЕ МАШИНЫ применяются в литографском производстве для бронзирования (см.). Имеется много различных систем Б. м., отличающихся разнообразными деталями, в основном же они строятся двух типов: для цилиндрического и для плоского прохода бронзируемого листа, натираемого специальными щетками. В дальнейшем проходе через машину излишек порошка смахивается. Последние модели машин пропускают до 2 ООО листов в час. Усилия конструкторов при постройке В. м. направлены частью в сторону возможно экономного расходования бронзы, главным же образом - в виду вредности производства - к заботам об улучшении улавливания и своевременного удаления бронзовой пыли;



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 ( 123 ) 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148