Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная --> Промиздат -->  Аэродинамический расчет самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 ( 108 ) 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148

тмвА TP АУ ДЕЛ л

производится через лупу с по точно калиброванному термометру с делениями в 0,01°. Во избежание химич. действия кислых про-.дуктов сгорания на внутренние стенки бомбы при столь сильном давлении, внутренние стенки покрыты кислотоупорной эмалью (технический прибор) или выстланы слоем платины (прибор для точных научных определений). В последнее время для приборов обоего типа применяются бомбы из кислотоупорной крупповской стали V2A. Для определения расчетов действия прибора необходимо знать водяное число бомбы, т.е. число см воды, эквивалентное по своей теплоемкости обгцей теплоемкости всех частей прибора, участвующих наравне с водой сосуда в поглощении тепла при сгорании вещества внутри бомбы, как-то (фиг. 2): самого сосуда а, бомбы d, крышки, мешалки, термометра и т. д. Пусть Q-общее количество cal, вьщеленных при сжигании навески определенного вещества в Б. к., А- повышение t° воды и W-число см воды в сосуде, в к-рый погрулсена бомба; тогда -W

выражает водяное число , определяемое отдельно для каждого экземпляра бомбы калориметрической (с данным набором принадлежностей) путем сожжения в этом приборе определенной навески вещества с заранее известной теплотворной способностью и путем последующих расчетов.

Теплотворная способность w сжигаемого вещества рассчитывается по уравнению:

(A+A)-(t+c)-f-b

где А-вес воды в сосуде В. к., J-i- водяное число прибора, t-повышение t° воды в сосуде, с-температурная поправка на теплообмен (см. ни лее), /-тепловой эффект горения железа (1 600 cal на 1 г), Ь-вес железной проволоки, сгорающей одновременно с навеской исследуемого вещества при замыкании тока, р-навеска исследуемого вещества и С-поправка на теплоту парообразования воды. При соясжении исследуемого вещества содержание HjO определяется путем осторожного выпускания газов после сожжения из бомбы через взвешенные хлор-кальциевые трубки и последующего взвешивания последних. Исследование других продуктов сгорания навески в В. к. (кроме воды) может служить точным методом количественного анализа также и в отношении других химич. элементов, содержанщхся в навеске. Необходимость введения Г-ной поправки вызьшается тем, что как д о момента сжигания навески в Б. к., так и после состоявшегося слсигания меледу водой и частями прибора, с одной стороны, и комнатным воздухом, с другой стороны, происходит взаимообмен тепловой энергии через излучение. Вода, наливаемая в Б. к., обычно имеет t° на 2-3° ниже комнатной, что вызьшает приток теплоты извне; после же сожжения навески t° воды становится выше комнатной, и потеря тепла от излучения прибора превышает приток теплоты извне. Учитьшая этот взаимообмен теплотой, необходимо вводить поправку на оба процесса теплоотдачи. Эта поправка с достаточной для технических определений

степенью точности выражается формулой Лангбейна [i]:

где т - число наблюдений д о момента соисжения, - среднее понижение t° воды на один интервал отсчетов после момента достилеения максимальной t° и - среднее понижение температуры воды в течение одного интервала отсчетов до замыкания тока. Более точная ф-ла поправки Regnault - Pfaundler см. [2]. Б. к. широко применяется в технике для оценки теплотворной способности разных видов топлива: угля, торфа и др. (см. Топливо), а равно и для экспериментальных термохимических исследований (см. Термохимия).

Лит.: ) Stobmann F., Kleber С. und Langbein Н., Journ. f. prakt. Chemie*, Lpz., 1889, B. 39, p. 518; ) W 1 n к e 1 m a n n A., Warme-leitung der Gase, Ann. d. Physik u. Chemie , Lpz., 1886, B. 29, p. 102; OstwaldW. u. Luther R., Hand-u. Hilfsbuch z. Ausfilhrung d. phys.-chem. Mes-sungen, Lpz., 1925; <(Chemiker-Kalender , В., 1927, .Tg. 48, B. 3, p. 470; H о u b e n J., Methoden d. organ. Chemie, B. 1, Lpz., 1925. Б. Беркенгейи.

БОМБА ТРАУЦЕЛЯ, см. Взрывчатые вещества.

БОМБАЗИН, см. Ткани.

БОМБЕЙСКАЯ ПЕНЬКА, г а м б о-п е н ь-

ка (Bombayhanf, Gambohanf, Hibiscus-hanf), волокно из луба растения Hibiscus cannabinus, растущего в Индии около Мадраса и на лежащих около него о-вах. По свойствам волокна близко подходит к кенафу и джуту. См. Волокна прядильные.

БОМБОВОЗ, бомбардировочный самолет, предназначаемый для бомбардирования тыла противника, стратегическ. пунктов, ж.-д. узлов, артил. складов и т. п. К Б. предъявляются следующие требования: 1) большая грузоподъемность (1 ООО-2 ООО кг), 2) потолок не ниже 5 000-6 ООО м, 3) круговой обстрел (5-6 пулеметов), 4) достаточно большой радиус действия (600-700 км). В зависимости от конструкции и назначения Б. разделяются на тяжелые и легкие. Тяжелые Б. применяют обычно ночью, за исключением предназначенных для действия в море по флоту противника. Легкие В., обладающие большей скоростью, но меньшей грузоподъемностью и ббльшим потолком, приспособлены для дневных бомбардиро-вочньгх операций. Опыт мировой войны показал, что при наличии неприятельской истребительной авиации, работающей с успехом преимущественно днем, дневные бомбардировочные полеты могут оказаться невозможными; поэтому (как указывает J. М. Spaight в своем труде Air Power and War Rigths) нападения в будущем будут производиться преимущественно по ночам; что же касается меткости бомбометания, то в этом отношении ночная бомбардировка превосходит дневную. Б. могут поднимать большие количества бомб (ночной Б. от 1450 до 2500 кг нагрузки, тогда как дневной-1 ООО кг), проникать далеко вглубь неприятельской территории и производить крупные разрушения.

Началом развития тяжелой авиации следует считать постройку в 1913 году корабля Илья Муромец грузоподъемностью в 800 кг. В 1916 г. в Англии был построен Б. Гендлей Педж , в 1917 г. в Германии -



Фридрихсгафен , Гота , Сименс-Шук-керт . Развитие бомбардировочной авиации по странам и характеристики некоторых Б. могут быть представлены в след. таблице:

мления. Лучшими типами современных Б. являются открьггые замковые второй группы. Простейшая конструкция такого Б. состоит из двух полуколец 2жЗ, прикреплен-

Характеристики самолетов-бомбовозов в различных странах.

Государство и название фирмы

Англия Бристоль .....

.....

.....

Италия

Бреда .......

Капрони ......

С.-А. С. Ш. L. W. F......

Уитмег!.......

Франция Фарман......

Шнейдвр......

Марка са-! но-строй-

молета

Бре.мер Валенсия Вангард

LB-4

Барлинг

BN-4 Анри Поль

1920 1923 1923

1924 1924

1922 1923

1924 1922

Число моторов

Мощность

в IP

Вес в кг

пуст.

ноли, нагр.

поля, вес

Максим.!

СКО- I

росгь в kmIk j

Потолок в м

4, Либерти, по 400 Н 2, Рольс-Ройс, по 650 IP 2, Непир, по 450 Н

4, S. Р. А. 4, S. Р. А.

3, Либерти, по 400 IP

6, Либерти

4, Фарман, по 500 IP 4, Лоррен-Дит-рих, по .370 IP

1 600 i 5 ООО

1 300 900

800 800

1 200

2 400

2 ООО 1 480

6 200 4 100

3 700 3 520

5 500

7 ООО

3 ООО 3 500 3 300

2 130 1 980

8 ООО

9 700 7 400

5 830

6 500

160 169 174

182 I - 178 ! 4 000

3 500 ; 9 ООО -- I 18 000

4 500

11 500 10 ООО

177 150

168 160

5 300 3 000

5 ООО 4 500

Наличие Б. в воздушном флоте является одним из весьма серьезных вопросов. Кроме действующих и находящихся в военном воздушном флоте бомбардировочных эскадр, все иностранные государства имеют резерв Б. в виде коммерч. самолетов, действующих на линиях воздушного транспорта. Каждый двух- или трехмоторный коммерческ. самолет м. б. при мобилизации в короткий срок переделан на ночной или дневной Б.

Лит.: Шредер И., ВВФ , М., 1925, 9 и 10; Воздушный справочник , М., 1926, т. 3; S р а 1 g h t J. М., Air Power a. War Rigths, N. Y., 1924; ЬАёго-nautique*, P., 1926, 91; Janes All the Worlds Aircraft, L., 1925. A. Знаменский.

БОМБОДЕРЖАТЕЛИ, основная часть прибора для воздушной бомбардировки (см. Бомбометание), для удерлсания на самолете (дирилсабле) авиабомбы (см.) в целях удобного с ней манипулирования во время полета. Все применявшиеся до последнего времени типы Б. по конструктивным формам подразделяются на два вида: 1) кассетные, или ящичные, и 2) открытые замковые, или уключенные. По принципу своего действия оба эти вида Б. в свою очередь подразделяются на две основные группы, в к-рых авиабомбы: а) подвешены вертикально (или носом, или стабилизатором вниз) и при освобождении падают вертикально (в последнем случае - получая нак.тон носом вниз); б)ле-лсат горизонтально и падают в горизонтальном же положении. Последняя группа имеет все преимущества перед первой, т. к. с точки зрения баллистики единственно правильным положением авиабомбы перед ее сбрасыванием признается такое, при к-ром ее ось параллельна оси летательного аппарата. Тем не менее до последнего времени применяются также и Б. первой группы (преимущественно кассетные), имеющие перед Б. второй группы только преимущества компактности к простоты конструктивного офор-

ных к планке 1 и соединенных шарниром 8. Полукольца служат для удерлсания головной части авиабомбы. Штифт 4 с помощью тяги 5 и рычагов б и 7 регулирует установку полукольца 2 при закреплении авиабомбы 10. Стабилизатор 9 удерживается диском 12 (с тремя лапками), прикрепленным к фюзеляжу самолета шарнирным кронштейном 11. Б. Сбывают ординарные и групповые; последние состоят из ряда отдельных В., приспособленных для подвешивания авиабомб одного или разных размеров. Кассетные Б. бывают то.чько групповые и представляют со-

бою легкие металлич. коробки


с вертикальными цилиндрическими гнездами для бомб и с открывающимися вниз дверцами. Для тяжелых авиабомб употребляются исключительно подвески-два расположенных по длине корпуса самолета замка, к которым присоединяются стальные .тенты, охватывающие авиабомбу так, чтобы ц.т. ее находился посередине между ними. Для подъема и подвески тяжелых бомб к Б. применяют специальные приспособления, обычно состоящие из совокупности блоков и стальных тросов. Для открытия замков Б. в момент сбрасывания авиабомбы слу-лсат специальные приспособления - бомбосбрасыватели (см.). А. Шиукоа.

БОМБОМЕТАНИЕ, или воздушное бомбардирование, отдел внешней




баллистики, в к-ром изучается полет бомб, сбрасываемьпс с летательных аппаратов, и излагаются методы и приемы исчисления аэробаллистич. таблиц. Практически Б. является искусством поражения наземных целей с воздуха и тесно связано с приемами ведения летательного аппарата (дирижабля или самолета) на цель и с уменьем определять в полете элементы, влияющие на траекторию бомбы (напр. ветер по силе и направлению, скорость самолета относительно цели и т. п.). Впервые боевое метание с самолетов применялось в 1912-13 гг., во время итало-турецкой и балканской войн. Во время мировой войны оно получило развитие с теоретич. и практич. стороны и в последнее время продолжает особенно успешно развиваться в Америке.

Пусть самолет С (фиг. 1), идущий по горизонтальной прямой на высоте Нсо скоростью Vq, находясь над точкой А земной поверхности, сбросил бомбу, ось которой была горизонтальна. Бомба, двигаясь до сбрасывания как одно целое с самолетом, при падении опишет некоторую кривую CL. Касательная к начальному элементу криволинейной траектории-горизонтальна. Продольная ось бомбы во время падения следует по касательной к траектории, что достигается устройством стабилизатора на тыльной части бомбы. От действия сопротивления воздуха бомба в своем горизонтальном движении начнет отставать от самолета и в момент падения на землю будет усматриваться с самолета Ci позади его под нек-рым углом 7, называемым углом отставания. Отрезок Д называется .линейным отставанием, отрезок X - относом, угол /3 - углом прицеливания. В момент, когда цель будет видна с самолета под углом ]3, бомба сбрасывается. Вертикальная составляющая сопротив.тения воздуха замедляет падение, а горизонтальная делает траекторию круче по сравнению с параболой, к-рую описала бы бомба в пустоте, и создает отставание. Скорость падения бомбы с течением времени возрастает до тех пор, пока сопротивление воздуха, увеличивающееся пропорционально квадрату скорости, не достигнет величины, равной весу бомбы. Далее падение происходит равномерно со скоростью, называемой предельной. Величина предельной скорости получается, если выражение для силы сопротивления R приравнять весу Р бомбы: R = k.S.Vnp. =Р,

откуда г?р -f, Д® - Г- н- попереч-

ная нагрузка, 8-площадь наибольшего поперечного сечения бомбы. Тс- коэффициент сопротивления, зависящий от очертания бомбы.. Современные бомбы при падении с боевых высот двигаются близ земли со скоростью около 225 - 250 mjck.

Фиг. 1.

Угол прицеливания {3 определяется из равенства: tg = ~

личина X и координаты любой точки траектории м. б. определены подсчетом по ф-лам баллистики, Н-по показаниям альтиметра (высотомера). Баллистика же дает возможность определить время падения и скорость в какой-либо точке траектории.

Интегрирование ур-ий движения бомбы при законе сопротивления, данном Siacci,

1 85

приводит к выражениям: Х= Ig (1 -\-CvoT)

и Г=Я=

0,4343С

-\gch{VgG.T), где С -

0,014 кгЧгд

Т. н. баллистич. коэфф. , пс в > - скорость самолета (воздушная), Т-время падения, 5 -плотность воздуха, i - коэффициент формы бомбы, д- ускорение силы тяжести, г - радиус наибольшего сечения бомбы, Р - вес ее.

Траекторию вычисляют по частям, по методу Veithen-Kutta или Zedlitz-Stiibler. Значительно скорее вести вычисления элементов траектории, применяя метод приближенного численного интегрирования Штер-мера и акад. А. Н. Крылова. Изменением ускорения силы тяжести в зависимости от высоты пренебрегают, но учитывают изменение плотности воздуха.

Б. обычно производится в направлении против ветра. При метании в полете по ветру или против ветра, дующего со скоростью го, относ X изменяется на величину ±wT, увеличиваясь в первом случае и уменьшаясь во втором. Время падения Т бомбы можно считать не зависящим от воздушной скорости самолета при данных высоте метания и типе бомбы, относы же и отставания почти пропорциональны величине воздушной скорости самолета. Результаты подсчетов сводятся в аэробаллистич. таблицы, данные к-рых служат для градуировки шкал прицелов для Б.

Различают два основных метода В.: по углу прицеливания и по времени , в зависимости от того, чем определяется момент сбрасывания бомбы. Угол прицеливания зависит от воздушной скорости самолета, скорости ветра, высоты полета и аэродинамич. свойств бомбы, т. е. формы бомбы. В современных прицелах для Б. все эти факторы м. б. учтены по данным, определяемым в самом полете. Идея метания п о в р е м е-н и состоит в следующем: пусть (фиг. 2)

с самолета в некоторый момент визируют цель по линии СА и пускают в ход секундомер. Предположив, что самолет в этот момент остановился неподвижно, а земные предметы и цель движутся в сторону, обратную движению самолета.


Фиг. 2.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 ( 108 ) 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148